T. A. Gavrilova
Ussurisk, State Pedagogical Institution
Culture worldwiews and death anxiety (The rewiew of foreign polemic)
The short review of discussion about the functions of the culture woldview and its relation with death anxiety by J. Greenberg, T. Pyszczynski, S. Solomon «terror managment theory» and «coalition psychology» С. Б. Navarett is presented.
В последние годы в зарубежной научной периодике идет оживленная полемика по поводу роли тревоги смерти в детерминации различных социально-психологических феноменов, среди которых наиболее часто упоминается культурное мировоззрение. Начало полемике положила группа американских психологов J. Greenberg, T. Pyszczynski и S. Solomon, которые в рамках своей «теории управления ужасом» (Terror Managment Theory — ТМТ) связали культурное мировоззрение с тревогой индивида по поводу неизбежной конечности его существования (тревогой смерти).
Развивая идеи известного антрополога E. Becker (Becker, 1973) о культуре как средстве массовой защиты от «терроризирующей» человека тревоги смерти и о генеративном потенциале этой тревоги, создатели ТМТ предлагают экспериментально-психологическое обоснование этих идей. Для этого ими была разработана оригинальная экспериментальная методология (см. обзор в Landau et al., 2007), в которой тревога смерти впервые в истории ее эмпирических исследований выступает в качестве независимой переменной1. В этих целях при помощи разнообразных манипуляций2 у испытуемых актуализировалось осознание их неизбежной смертности, которое, как предполагалось, возбуждало у них потенциал3 для развития тревоги. Такая манипуляция была названа «очевидностью смертности» (mortality salience, в дальнейшем — MS), что по-русски может быть лучше выражено как «напоминание о смертности». Все последующие после MS реакции и поступки испытуемых в рамках методологии ТМТ рассматриваются как порожденные тревогой смерти и, поскольку предполагается, что эта тревога может вызывать только защитные реакции, то зависимыми переменными в исследованиях выступают такие особенности поведения, которые трактуются как защищающие человека от «парализующей» тревоги смерти. В ТМТ-экспериментах такими особенностями выступают, прежде всего, особенности поведения, связанные с участием в культуре.
Центральная гипотеза ТМТ состоит в том, что вера в то или иное принятое в данной культуре мировоззрение служит предохранением от потенциальной тревоги по поводу смерти и что напоминания о смерти должны увеличивать усилия по поддержанию этой веры, усиливать ее защиту. Для проверки этой гипотезы после MS испытуемым предлагалось, например, оценить мнения и действия людей с противоположным культурным мировоззрением. Так, в одном из первых исследований (Rosenblatt et al., 1989) группе муниципальных судей после напоминаний о смертности предлагалось прочитать описание правонарушения проститутки и назначить размер залога (от 100 до 999$), достаточного для того, чтобы выпустить ее на свободу. Так вот, если в контрольной группе, которой не напоминали о смерти, средний размер залога был около 50$, то в экспериментальной группе он оказался в среднем 455$. Таким образом, осуждение проститутки как нарушительницы принятых культурным норм было более сильным после напоминания людям об их смертности. Такая же тенденция проявлялась и тогда, когда испытуемым предлагалось установить размер вознаграждения для женщины, которая задержала преступника (средний размер вознаграждения в группе, подвергнутой MS, составил 3476$, в то время, как в контрольной он был в значимо ниже — 1112$).
Большая часть подобных исследований, — а их было проведено около трехсот за последние 15 лет в США, Канаде, Германии, Италии, Израиле, Нидерландах, Японии, Австралии, Иране и др. — подтверждают центральную гипотезу ТМТ (Landau et al., 2007). Доказывается также, что напоминание людям об их смертности вообще усиливает их просоциальное поведение (правда, только внутри своей культуры): после таких напоминаний увеличивается приверженность культурным нормам и увеличивается оценка роли социального согласия (Pyszczynski et al., 1996).
ТМТ вызвала самую разностороннюю критику. Больше всего с ней не согласны приверженцы эволюционной психологии. Так, C. D. Navarrete с коллегами (Navarrete et al., 2004, 2005) приводит данные о том, что имеется большое количество культур, основанных на мировоззрении, которое не только не уменьшает тревогу смерти у своих членов, но даже и увеличивает ее (например, кальвинизм или католицизм). Он также сообщает, что не обнаружил реакций защиты культурного мировоззрения в ответ на напоминания о смерти у коста-риканских испытуемых, но обнаружил его у них в ответ на напоминания о других угрозах (воровства личного имущества, социальной изоляции и т. п.). В связи с этим и для альтернативного объяснения других эмпирических данных, полученных в рамках ТМТ, была выдвинута концепция коалиционной психологии (coalitional psychology — CP). Согласно этой концепции, системы защиты про-груп — повых норм закрепились в естественном отборе исключительно для облегчения формирования коалиций, полезных для получения поддержки в проблемных ситуациях, адаптация в которых в одиночку затруднительна, но становится более эффективной за счет поддержки со стороны коалиции, к которой принадлежит индивид.
Сторонники ТМТ в ответ на эти замечания приводят множество аргументов в пользу своей позиции. Прежде всего, они замечают, что не считают защиту от тревоги смерти единственной функцией культурного мировоззрения и что не отрицают, что оно способствует формированию и обслуживанию определенных социальных отношений (Landau et al., 2007, с.493). Но они не могут согласиться с теорией коалиционной психологии потому, что с ее позиций невозможно объяснить полученные в ТМТ-исследованиях данные и некоторые факты, которые удается объяснить с позиций ТМТ. Так, например, как можно объяснить тот факт, что в мировоззрениях всех существовавших и существующих культур всегда присутствует сверхъестественное измерение и что люди выражают свою про-групповую аффилиа- цию символическими способами, вовлекающими сложные системы веры. Например, если в какой-то местности поедание свинины чревато опасностью из-за большой вероятности ее заражения вредными бактериями, то зачем для предупреждения об этом необходимо вовлекать некий духовный смысл, а не объявить об этом прямо? И если функцией коалиций является облегчение генной репликации, то почему так часто во главе этих коалиций утверждаются пронационалистические лидеры, вовлекающие эти коалиции в изнурительные войны, и проигрывают лидеры, обладающие хорошими практическими навыками для выживания и воспроизводства? Почему также, если основной эволюционной функцией коалиций является предоставление групповой поддержки, то почему в истории культур так часты различного рода культы лидера?
Что касается отсутствия MS-эффектов у коста-риканских испытуемых, то, по мнению сторонников ТМТ, прежде всего — единственный нулевой эффект по сравнению с сотнями противоположных данных еще ничего не означает. К тому же они считают, что группа Navarrete не полно воспроизвела алгоритм экспериментальной схемы ТМТ и потому именно из — за этого могла получить результаты, не стыкующиеся с основными положениями ТМТ (там же, с. 504).
Приведенный выше обзор, на мой взгляд, открывает широкую перспективу для новых осмыслений роли знания индивида о конечности своего существования и связанной с этим обстоятельством тревоги в детерминации целого ряда социально-психологических феноменов. А «теория управления ужасом», несмотря на уязвимые для критики аспекты, может стать основанием для продолжения полемики о функциях культурного мировоззрения в российской психологии.
Список литературы
Becker, E. The denial of death / E. Becker. — N. Y.: Free Press, 1973.
Landau, M. J. On the compatibility of Terror Management Theory and perspectives on human evolution / M. J. Landau, S. Solomon, T. Pyszczynski // Evolution. Psychol.
— 2007. — vol. 5(3). — P. 476-519. URL: http:/Www. epjournal. net (дата обращения 19.03.2008).
Pyszczynski, T. Whistling in the dark: Exaggerated estimates of social consensus in response to incidental reminders of mortality/ T. Pyszczynski, R. A.Wicklund, S. Floresky, G. Gauch, S. Koch, S. Solomon, J. Greenberg // Psychol. Science. — 1996. — V. 7. — P. 332-336.
Navarrete, C. D. Anxiety and intergroup bias: Terror Management or Coalitional Psychology? / C. D.Navarrete, L. A.Kirkpatrick / / Group process & intergroup relations. — 2004. — V.7(4). — P. 370-397.
Navarrete C. D. Death concerns and adaptive chalanges: The effect of coalitionrelevant chalanges on worldview defense in US and Costa Rica // Group process & intergroup relations. — 2005. — V. 8(4). — P. 411-427.
Navarrete, C.D. Normative bias and adaptive challenges: a relational approach to Coalitional Psychology and a critique of Terror Management Theory / C. D.Navarrete, M. T.Fessler // Evolution. Psychol. — 2005. — Vol. 3. — P. 297-325. URL: http:// Www. epjournal. net (дата обращения 09.01.2006).
Rosenblatt, A. Evidence for terror management theory I: The effects of mortality salience on reactions to those who violate or uphold cultural values / A. Rosenblatt, J. Greenberg, S. Solomon, T. Pyszczynski, D. Lyon // J. Pers. Soc. Psychol. — 1989. — V. 57. — P. 681-690.
Примечания
1 До этого тревога смерти традиционно исследовалась исключительно как зависимая, — от пола, возраста, личностных и социальных характеристик, — величина.
2 Например, просмотр документальных видеокадров о натуралистических сценах смерти, пребывание около похоронных процессий, заполнение опросников об отношении к смерти, мини-сочинения о наиболее вероятных особенностях собственной смерти и т. п
3 Именно «потенциал» для развития тревоги, а не само по себе состояние тревоги. Это принципиальная посылка ТМТ, связанная с дуальной моделью защиты человека от осознания своей неизбежной смертности.
Гомель, Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины