V. Vyushina
Moscow, National Research University — Higher School of Economics Cultural differences in value priorities: gender analysis
Gender analysis of cultural differences is presented. Value priorities based on Schwarz’s theory were measured for samples of Russians and Caucasians. Value priorities of Russian men and Russian women, Caucasian men and Caucasian women, Russian men and Caucasian men, Russian women and Caucasian women were compared. Conducted analysis discovers gender aspects of cultural differences for values of Tradition, Achievement and Power.
Вслед за исследователями, не обнаружившими гендерных различий в ценностных предпочтениях (Levey, Silver, 2006; Schwarz, Prince-Gibson, 1998), научное сообщество все чаще исключает из рассмотрения гендерные различия при кросс-культурном анализе ценностей. Однако вероятно, что гендерный срез поможет глубже исследовать культурные различия.
Целью настоящего исследования являлось раскрытие гендерных аспектов традиционно изучаемых культурных различий в ценностных предпочтениях индивидуального уровня по Ш. Шварцу (Schwartz, 1992) на примере русских и кавказцев.
Исследование. Численность выборки — 424 респондента. 34,2% из них составили мужчины (145); 65,6% — женщины (278). 89,7% (366 человек) являются представителями русской национальности и 9,9% (42) — представителями народностей Кавказа. Ценностные ориентации респондентов измерялись на основе методики исследования ценностей индивидуального уровня Ш. Шварца (Schwartz, 2000). 9-балльная шкала использо-
Таблица 3
Структуры ценностных предпочтений исследуемых групп (от наиболее важных ценностей к наименее важным) |
Ценностные предпочтения: средние значения
Русские |
Кавказцы |
|||
Ценностные Ориентации |
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
М |
М |
М |
М |
|
Безопасность |
4,04 |
4,05 |
3,85 |
4,08 |
0,66 |
0,68 |
0,86 |
0,57 |
|
Конформность |
3,99 |
3,89 |
3,81 |
3,77 |
0,65 |
0,64 |
0,58 |
0,78 |
|
Т радиционализм |
2,86 |
3,02 |
4,04 |
3,47 |
1,10 |
1,03 |
1,29 |
0,91 |
|
Благожелательность |
4,45 |
4,41 |
4,12 |
4,55 |
0,56 |
0,58 |
0,80 |
0,54 |
|
Универсализм |
3,67 |
3,70 |
3,68 |
3,82 |
0,64 |
0,57 |
0,56 |
0,63 |
|
Самостоятельность |
4,57 |
4,50 |
4,43 |
4,33 |
0,69 |
0,66 |
0,65 |
0,54 |
|
Стимуляция |
3,87 |
3,62 |
3,78 |
3,76 |
1,13 |
1,05 |
0,90 |
1,00 |
|
Г едонизм |
3,75 |
3,86 |
4,00 |
4,12 |
1,07 |
1,00 |
1,13 |
0,92 |
|
Достижение |
4,27 |
4,08 |
4,15 |
3,70 |
0,67 |
0,61 |
0,79 |
0,55 |
|
Власть |
3,54 |
3,32 |
4,23 |
3,99 |
1,08 |
0,94 |
1,06 |
1,27 |
Русские |
Русские |
Кавказские |
Кавказские |
|
Мужчины |
Женщины |
Мужчины |
Женщины |
|
1 |
Самостоят. |
Самостоят. |
Самостоят. |
Благожелат. |
2 |
Благожелат. |
Благожелат. |
Власть |
Самостоят. |
3 |
Достижение |
Достижение |
Достижение |
Г едонизм |
4 |
Безопасность |
Безопасность |
Благожелат. |
Безопасность |
5 |
Конформность |
Конформность |
Традиция |
Власть |
6 |
Стимуляция |
Г едонизм |
Г едонизм |
Универсализм |
7 |
Г едонизм |
Универсализм |
Безопасность |
Конформность |
8 |
Универсализм |
Стимуляция |
Конформность |
Стимуляция |
9 |
Власть |
Власть |
Стимуляция |
Достижение |
10 |
Традиция |
Традиция |
Универсализм |
Традиция |
Таблица 4 |
Валась для оценки респондентом важности для него 57 ценностей, что позволяло рассчитать балл по каждой из 10 ценностей индивидуального уровня по Ш. Шварцу: Безопасность, Конформность, Традиция, Благожелательность, Универсализм, Самостоятельность, Стимуляция, Гедонизм, Достижение, Власть. Сравнение средних для ценностных предпочтений проводилось на основе Ц-критерия Манна-Уитни.
Результаты. Табл. 3 содержит результаты сравнений средних для ценностных предпочтений: русских мужчин и женщин; кавказских мужчин и женщин; русских и кавказских мужчин; русских и кавказских женщин.
Русские мужчины показали значимо большее, чем женщины, предпочтение ценностей Достижения (р<.01), Стимуляции, Власти и Конформности (р<.05). Кавказские мужчины придали большую, чем кавказские женщины, важность ценностям Достижения и Традиционализма (р<.05). Кавказские мужчины значимо больше, чем русские мужчины, предпочитают ценности Власти (р<.05) и Традиции (р<.01). Аналогично, кавказские женщины показали большее, чем русские женщины, предпочтение ценностей Власти (р<.05) и Традиции (р<.01) и меньшее предпочтение ценностей Достижения (р<.01).
В табл. 4 находятся структуры ценностных предпочтений русских и кавказских мужчин и женщин, где ценностные ориентации расположены в порядке их предпочтения каждой из групп от наиболее важной к наименее важной.
Обсуждение и выводы. Представители четырех исследуемых групп одинаково оценили свои предпочтения относительно ценностей Безопасности, Благожелательности, Универсализма, Самостоятельности и Гедонизма. При этом ценности Самостоятельности и Благожелательности находятся среди наиболее важных ценностей для респондентов независимо от их пола и национальности, Универсализм же — среди наименее важных. Так проявляется противоречивая структура ценностного блока Самопреодоления респондентов, состоящего из ценностей Благожелательности и Универсализма: важны забота и участие для близких, однако толерантность и принятие более широкого круга людей становятся менее значимыми.
Кавказские женщины продемонстрировали большее предпочтение ценностей Традиции, чем русские женщины; тем не менее Традиционализм является наименее важной ценностью как для первых, так и для вторых, а также для русских мужчин. При этом кавказские мужчины относят ценности Традиции к группе наиболее предпочтительных. Так, вопреки представлениям о роли женщины как хранительницы традиций, возможно, именно мужчины на Кавказе представляются носителями традиционных ценностей.
Как кавказские, так и русские мужчины одинаково высоко оценили важность ценностей Достижения. Предпочтение этой ценностной ориентации у русских и кавказских женщин значимо ниже, чем у русских и кавказских мужчин соответственно. Однако стоит отметить, что для кавказских женщин ценности Достижения являются предпоследними по важности, в то время как для трех других групп эти ценности входят в тройку наиболее важных. Ценности Власти относятся к числу наименее важных для русских мужчин и женщин, являясь, тем не менее, значимо более предпочтительными для первых, чем для вторых. Одновременно с этим, кавказские мужчины и женщины одинаково высоко оценивают важность ценностей Власти. Так, проявляется структура культурных и гендерных различий ценностного блока Самоутверждение: кавказские женщины, ценя престиж и социальный статус, вероятно, менее ориентированы на их приобретение через личный успех, в отличие от кавказских мужчин. Возможно, это связано с тем, что социальная роль женщины на Кавказе ближе к традиционной, чем социальная роль женщины в русской этнической среде.
Таким образом, проведенный гендерный анализ позволил раскрыть некоторые кросс-культурные различия.
Список литературы
Levey T., Silver C. B. Gender and Value Orientations: What’s the difference? The Case of Japan and the United States // Sociological Forum, 2006. Vol.21, No.4, pp. 659-691.
Schwartz, S. H. Universals in the content and structure of values: Theory and empirical tests in 20 countries. In M. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology (Vol. 25) (pp. 1-65). New York: Academic Press, 1992.
Schwartz S. H., Prince-Gibson E. Value Priorities and Gender // Social Psychology Quarterly, 1998. Vol. 61, No.1. pp. 49-67.
Schwartz S. H., Sagie G. Value Consensus and Importance: A Cross-National Study // Journal of Cross-Cultural Psychology, 2000. Vol. 31, No. 4. Pp. 465-497.
Т. А. Гаврилова
Уссурийск, Уссурийский государственный педагогический институт