ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖИ КАЗАХСТАНА

A. V. Kaptsov

Samara Academy of Humanities

A. N. Teslenko

Astana, Euroasian Humanitarian Academy

Features of value-semantic sphere of youth of Kazakhstan

In article it is shown that representatives of Russian nationality endure crisis of identity equally in Russia and Kazakhstan, and graduates of schools have essential distinctions in intelligence of the future and the present

Молодежь всегда была особой социально-демографической группой общества, занимающей специфическую позицию в процессе воспроиз­водства социальной структуры. Поэтому противоречия, возникающие внутри этого процесса, тесно взаимосвязаны с целым комплексом, харак­терных только для молодежи, проблем.

На сегодняшний день казахская молодежь является одной из наибо­лее крупных социальных групп в социально-демографической структу­ре общества и составляет треть от численности всего населения страны, причем прирост численности населения в целом по стране стал возмож­ным благодаря увеличению числа сельской молодежи.

Социально-экономические преобразования в Казахстане и развитие рыночных отношений привело к экономическому росту с одной стороны и расслоению общества по уровню дохода, — с другой. Социологические исследования показали, что на социальное настроение молодежи влияет в первую очередь материальное положение молодежи и экономическая ситуация в стране. Новое поколение, современная молодежь, воспитыва­емая «советским» поколением родителей, пытается реализовать свои цели, задачи и ценности, адекватные данной, современной среде. Большая часть современной молодежи стремится к получению в той или иной форме высшего образования. Социокультурная среда образовательного учреж­дения оказывает комплексное воздействие на личность, на профессио­нальные качества, социально-психологические характеристики, личнос­тные ценности и осмысленность жизни.

Другой, не менее важной особенностью казахской молодежи, является многонациональность. В последнее время эмпирическому исследованию подвергается тенденция к «размыванию» этнической идентичности, яв­ляющейся ядром этнического самосознания, в кризисные или переход­ные периоды развития социокультурных систем (Татарко, 2007, с.42). Под этнической идентичностью понимается степень субъективного осознания индивидом себя в качестве представителя своей этнокультурной общнос­ти, которая может быть представлена континуумом, на одном полюсе ко­торого находится определенность этнической идентичности, а на другом полюсе — неопределенность этнической идентичности. Поскольку этни­ческая идентичность взаимосвязана со структурой ценностно — смысло­вой сферы личности, то можно предположить, что представители различ­ных этнических групп молодежи должны иметь особенности ценностно­смысловой сферы.

В эмпирическом исследовании участвовали 440 студентов вузов и уча­щихся элитного лицея г. Астаны. В качестве диагностического инструмен­тария использовались методики: СЖО (Д. А. Леонтьева) и тест аксиологи­ческой направленности личности (А. В. Капцова, Л. В.Карпушиной). В тесте СЖО использовалось три шкалы, образующие смысложизненные ориен­тации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удов­летворенность самореализацией (прошлое), которые затем коррелирова — лись со шкалами личностных ценностей (Капцов, 2008), что позволило опи­сать ценностно-смысловую сферу личности в терминах системного подхо­да и с учетом структурированности, как критерия личностной зрелости. Такой подход обладает большей дифференцирующей способностью по сравнению с предложенным типологическим подходом (Серый, 2004).

Результаты исследования аксиологической сферы студентов и учащих­ся показали, что имеются статистически значимые различия выраженнос­ти ряда ценностей между представителями русской и казахской молодежи (Тесленко, 2009). Если рассматривать структуру ценностно-смысловой сфе­ры, то установлено, что у русских студентов 3 курса, находящихся в слож­ном ценностном кризисном состоянии, осмысленность настоящего взаи­мосвязана только с ценностями образования, в то время как у казахских однокурсников настоящее взаимосвязано с ценностью достижения успеха и физической активности. Осмысленность будущего у русских юношей не имеет взаимосвязей с личностными ценностями, тогда как у казахских ро­весников осмысленность будущего взаимосвязана с ценностями активнос­ти, что говорит либо о намечающемся более раннем выходе из ценностного кризиса молодых людей казахского этноса, либо о менее глубоком его пе­реживании. Для сравнения аналогичное исследование было проведено на студентах трех вузов г. Самары (240 чел.), в котором подтвердилось наличие взаимосвязи осмысленности настоящего с ценностями образования и про­фессиональной деятельностью, и отсутствием взаимосвязей с осмысленно­стью будущего. Следовательно, русские студенты в г. Самаре и г. Астане кризис идентичности переживают одинаково.

Совсем иная картина структуры ценностно-смысловой сферы оказа­лась у выпускников лицея. Юноши казахской национальности имеют ярко выраженную структуру взаимосвязей осмысленности будущего с ценно­стями будущей профессии, образования и саморазвития, в то время как русские одноклассники не имеют четкой структуры осмысленности, как настоящего, так и будущего. Только осмысленность прошлого представ­лена духовными ценностями и ценностями общественной жизни. При сравнении со структурой ценностно-смысловой сферы выпускников школы г. Самары русской национальности как и следовало ожидать были выявлены плеяды в осмысленности прежде всего будущего и настоящего, что вполне соответствует возрастным особенностям испытуемых.

Таким образом, проведенные исследования структуры ценностно­смысловой сферы молодежи, обучающейся в городах Самара и Астана, показали, что кризис идентичности представители русской националь­ности переживают одинаково в двух странах, а выпускники школ имеют существенные различия в осмысленности будущего и настоящего.

Список литературы

Капцов А. В. Оценка степени сформированности самоопределения моло­дежи //Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в пе­риод социально-экономической стабилизации России: матер. второй Всеросс. научно-практической конф. — Самара, 2008. — С. 152-156.

Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика.

— Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 272 с.

Тесленко А. Н., Карпушина Л. В., Капцов А. В. Условия социализации столич­ной учащейся молодежи Казахстана / /Доклады Казахской Академии обра­зования. — 2009. — № 3. — С. 31-40.

Татарко А. Н., Козлова М. А., Лебедева Н. М. Психологические исследования социокультурной модернизации. — М.: РУДН, 2007. — 167 с.

Н. Г. Каунова

Кишинёв, Институт Культурного наследия Академии Наук Молдовы

Updated: 07.08.2013 — 14:39