N. L. Pushkareva
Moscow, Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Rethinking Inequity (Anthropology At Home and Specific of Interactions between Interviewers and Respondents from Academy)
For the last twenty years the academicians as a social group were ignored in the studies of post-Soviet every-day life. That is why the analysis of their biographical scenarios is now on the agenda. Up to now the every-day life of the intellectuals is not the object of interest for historians; they are firmly convinced that they know it enough. The sociologists concentrate their attention on statistical data and don’t try to reconstruct details of life-cycle of the scholars as a social group and the influence of socio-political, politico-situational and traditional ethno-cultural factors on it.
В центре внимания данного сообщения — проблема достижения максимальной эмпатии в случае коммуникаций респонденток и аналитиков, собирающих информацию о повседневной жизни академического сообщества, проблема жизненных сложностей и путей их преодоления жен — щинами-учеными, детали организации повседневного быта, отобразившиеся в текстах женской устной истории науки. Эмпирический материал составляют несколько десятков глубинных неструктурированных интервью с современными женщинами-учеными из возрастной когорты 1935-1965 гг. рождения.
Российские женщины из среды интеллектуальной элиты, рассказывающие свои биографии, редко признаются в наличии «разломов», «кризисов» профессионального свойства, в то время как для мужских биографий о пути в большую науку типичны признания о преодолении, необходимости борьбы, переломах в сознании, подъемах. Как влияет различие «половых характеров», типов гендерного поведения и саморепрезентации мужчин и женщин на контент собираемой этнологом информации о повседневности научного сообщества в современной России? Почему женщины стараются придать своему рассказу характер гендерной нейтральности, не вспоминать о примерах дискриминаций, связанных с тем, что они — другого пола, насколько этот тип вспоминания связан с глубокой вписанностью женского устного поведения в общественные ожидания?
Результаты исследования, представляемые для апробации в данном докладе, доказывают сколь важны гендерная симметрия рассказчицы и исследовательницы для обеспечения контакта и взаимопонимания, выявления схожести опытов, рефлексии по поводу которых обретают терапевтическую роль для обеих участниц возникающей коммуникации («разделяемый ролевой опыт как основа для понимания»), а также поколенческая симметрия, для которой типично, что общеполитические события и перемены в жизни страны равным образом коснулись биографий и аналитиков, и респонденток.
Обращение к женским устным историям из жизни современного научного сообщества показывает очевидно ощущаемую при использовании данной исследовательской методики историчность/ изменчивость биографического материала, возможность его виртуализации и мифологизации. Идентификация самих рассказчиц со своим социальным слоем, полом, поколением приводит часть из них к тому, чтобы рассматривать, обозначать передачу памяти через участников и свидетелей как некую «коммуникативную традицию», которую с радостью поддерживают (особенно гуманитарии).
Рассказы женщин оказались шире рассказов только об их жизнях — в скриптах их интервью видны свидетели событий и явлений, которые определили и стратегию поведения, и (после рефлексии) общую дискурсивную стратегию, практику репрезентации пережитого. Каждый рассказ о себе, начинавшийся как что-то индивидуальное, перерастал впоследствии через институционализированный: процесс организации воспоминания в часть общей коммуникативной памяти. И по тому, как женщины рассказывали о своей повседневности, можно понять, как окружающий мир контролировал их восприятие действительности, подкреплял или отклонял.
Г. В. Ражнёв
Смоленск, Военная академия войсковой ПВО ВС РФ