V. N. Pavlenko
Kharkiv National University named after V. N. Karazin
Concepts of «national consciousness» and «national identity» and their projection in monumental art of Ukraine
The idea about monuments as a product of national activity which can reflect the specific features of national identity is discussed in the presentation. Some ways of monuments’ analysis are proposed and important characteristics of Ukrainian national identity are revealed on this basis.
Вопрос о соотношении понятий «национальное самосознание» и «национальная идентичность» до сих пор остается дискуссионным. Одни авторы рассматривают эти два понятия как синонимы, другие считают идентичность составной частью самосознания (например, В. Ю. Хотинец), есть авторы, для которых эти понятия являются независимыми и непересекающимися (например, П. И.Гнатенко), нередки также варианты отказа от одного из понятий. Мы предлагаем под национальным самосознанием понимать результат процесса рефлексии национальной общностью собственной жизнедеятельности, результатом которого является выделение системы оснований, формирующих и консолидирующих данную общность, дифференцирующих ее от аналогичных общностей, а также системы отношений к ним. Под национальной идентичностью предлагается понимать результат процесса соотнесения себя как члена национальной общности с данной общностью, осуществляемый на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. Таким образом, данные понятия принципиально отличны, прежде всего, тем, что субъектом национальной рефлексии является общность и в основе самосознания лежит процесс сопоставления общностей, в то время как субъектом идентификации является индивид, а в основе национальной идентичности — процесс соотнесения индивида как члена общности и общности в целом. Общим же для обоих понятий является то, что для процесса идентификации индивида и общности часто используется система оснований, уже отраженная в национальном самосознании — вопросы территории, языка, национальных эмблем, символов, институтов, обычаев, традиций, исторических событий и исторических фигур, которые символически репрезентируют нацию, вера в то, что существуют типичные характеристики представителей любой национальной группы, национальные черты и стереотипы поведения и т. п. (Barrett, 2007).
Не простым является также вопрос способов изучения национального самосознания и национальной идентичности. Одним из возможных ответов на данный вопрос может быть популярный в отечественной психологии метод анализа продуктов деятельности.
Идея изучения национальных особенностей психики путем исследования продуктов деятельности народа, путем исследования образцов материальной и духовной культуры, отнюдь не нова и идет от трудов В. Вундта и К. Кавелина. Достаточно вспомнить Н. Костомарова, который обращал внимание на возможность изучения народного характера посредством исследования народных песен, А. А. Потебню, искавшего связи между языком и мышлением народа, А. Ветухова, описывавшего систему ценностей народа на основе исследований колыбельных песен, В. Соловьева, который, исследуя идеоматические выражения, попытался выйти на описание национальных идеалов, С. А. Таглина, изучавшего паре — мийный фонд разных этнокультурных групп и делавшего выводы об этноспецифических характеристиках мышления, и других (Павленко, Таглин, 2005). Вместе с тем важно подчеркнуть, что внимание исследователей было направлено, за редким исключением (Wanner, 1998), на анализ вербальных культурных форм, в то время как невербальные продукты деятельности оставались без должного внимания. Поэтому целью данной работы стало изучение невербальной формы духовной культуры — монументального искусства Украины и отражения в нем особенностей национального самосознания.
Выбор именно монументального искусства для изучения национального самосознания не случаен. По сравнению с иными видами искусства монументалистика является более консервативной, отражающей не быстротечные эмоции и настроения масс, а более глубокие чувства, устойчивые и стабильные ориентации. Действительно, создание памятников и скульптурных композиций — это длительный и трудоемкий процесс, требующий не только напряженого собственно творческого процесса, но и существенных финансовых затрат, колоссальных усилий и времени. Можно предполагать, что только наиболее мощные образы национального сознания способны вдохновить заказчиков и творцов на осуществление подобных проектов. Важно также то, что монументальное искусство обладает огромным влиянием на формирование национальной идентичности. Ведь если для знакомства с картиной нужно идти на выставку или музей изобразительного искусства, для знакомства с пьесой — в театр, а для знакомства с книгой — в библиотеку, то произведения монументального искусства находятся рядом — на улицах и площадях, по которым мы ходим, в парках и скверах, в которых гуляем. Эти произведения, хотим мы того или нет, обращаем мы на них специально свое внимание или не обращаем, оказывают на нас свое влияние и закладывают основы этнона — ционального мировосприятия.
Особенно интересно изучение произведений: монументального искусства в моменты активного формирования национального самосознания, связаннные с обретением независимости и созданием собственной государственности, что и наблюдается сейчас в Украине. Сопоставление памятников и монументов наших дней с памятниками советской епохи представляет интересный материал для более глубокого понимания особенностей украинского национального самосознания и украинской национальной идентичности.
Анализ может проводиться по следующим направлениям:
Во-первых, используя чисто количественные показатели динамики общего числа памятников в стране в целом и в отдельных регионах;
Во-вторых, это качественный анализ и классификация национально специфичных объектов изображения — событий, личностей, символов, которым посвящаются произведения монументального искусства;
В-третьих, это анализ типичных атрибутов и способов оформления, которые придают им этнонациональную специфику (например, изучение уровня конкретности — абстрактности используемых образов);
В-четвертых, это изучение новых форм презентации произведений монументального искусства и социальных практик, которые формируются вокруг этих произведений;
И, наконец, в-пятых, это анализ конфликтогенных зон национального самосознания путем изучения противоречий, существующих в отношении к определенным историческим личностям и событиям, что отражается и на отношении к увековечивающим их памятникам и памятным знакам.
Список литературы
Павленко В. Н., Таглин С. А. Общая и прикладная этнопсихология: Учебное пособие. — М.: Тов-во научных изданий КМК, 2005. — 483 с.
Barrett M. Children’s knowledge, beliefs and feelings about nations and national groups. — Psychology Press, 2007.
Wanner C. Urban Landscape / / Wanner. C. Burden of Dreams: history and identity in post-Soviet Ukraine. — The Penn State University Press, 1998. — Pp. 171-201.
О. Б. Павленко
Москва, Государственный университет — Высшая школа экономики