Gomel State University named after F. Skorina
Psychological analysis of auto — and hetero-stereotypes of the Belarusians
The article presents the results of the research of auto — and hetero — stereotypes among the Belarusians, the realization of the comparison between auto — and hetero — stereotypes, which means the evaluation of the intensity of neighbours’ character traits (the Russians, the Ukrainians, the Lithuanians, the Poles) by the Belarusians.
Этнические стереотипы выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных социальных ситуациях, составляя непременный атрибут этнокультурной социализации, влияя на этнические симпатии — антипатии, на национальные установки, определяющие межэтническое взаимодействие людей.
Нами было проведено исследование авто — и гетеростереотипов белорусов. Выборочную совокупность составили 511 человек (241 мужчин и 270 женщин), она является равновзвешенной по возрастному признаку, её респонденты относятся к различным возрастным группам от 18 до 70 лет. 69,9% респондентов — горожане, 30,1% — сельские жители. 93,15% респондентов, отмечая свою национальную принадлежность, указали, что они белорусы, 5,68% — русские, 0,78% — украинцы. Любопытен тот факт, что большая часть респондентов-выходцев из смешанных семей по национальному признаку, относят себя к белорусам.
Методы исследования: модифицированная методика этнических стереотипов Д. Катца и К. Брели; модифицированный семантический дифференциал, позволяющий выявлять выраженность определённого набора качеств у себя, своей этнической группы и иноэтнических групп соседей; анализ демографических данных респондентов; интерпретационные методы.
Результаты исследования. Оценивая этнические стереотипы, мы с помощью семантического дифференциала определяли выраженность тех или иных качеств у представителей своей этнической группы, иноэтнических групп-соседей по шкале от 0 до 5 баллов (0 — отсутствие качества,
5 — максимальная его выраженность). Помимо реальных этнических групп респондентам также предлагалось оценить гипотетические группы: «народ, которым я восхищаюсь», «народ, который мне неприятен», «Я сам» (оценка выраженности тех или других характерных черт у самого респондента как представителя этнической группы). На основе анализа автостереотипов нами был построен профиль национального характера белорусов по следующим качествам: 1 — сильный, 2 — трудолюбивый, 3 — агрессивный, 4 — умный, 5 — религиозный, 6- свободолюбивый, 7- верный традициям, 8 — аккуратный, 9 — индивидуалист, 10 — коллективист, 11
— патриотичный, 12 — обязательный, 13 — предприимчивый, 14 — духовный, 15 — добрый, сердечный. Данные представлены на рисунке 1.
На основе анализа автостереотипов можно утверждать, что белорусы видят себя добрыми, сердечными; трудолюбивыми; сильными; умными; аккуратными; обязательными; патриотичными; свободолюбивыми; коллективис — тичными. Причём, по мнению белорусов, выраженность таких качеств в собственном национальном характере, как доброта, сердечность, трудолюбие, коллективизм, аккуратность, обязательность сильнее, чем в идеальном характере, «вызывающем восхищение» (различия являются статистически значимыми). Таким образом, это позволяет сделать вывод, что белорусы позитивно оценивают свой характер.
Среди черт национального характера белорусов, которые, на взгляд респондентов, практически совпадают с чертами идеального национального характера, выделяются: сила, свободолюбие, ум. Интерес представляет взгляд белорусов на собственную духовность: она не так сильно представлена в характере, как выше названные черты, однако степень её выраженности выше, чем в «идеальном характере». Белорусы, по их оценке, в меру религиозны, при этом, данный показатель соответствует их идеальным представлениям.
Белорусы считают, что для них характерен традиционализм. Уровень его выраженности является близким к идеальным представлениям. По оценкам респондентов, предприимчивость довольно-таки выражена в национальном характере белорусов, однако «не дотягивает» до идеала (различия являются статистически значимыми). В силу высокого уровня коллективистичности белорусов, по их оценкам соответственно индивидуализм в национальном характере представлен весьма умеренно, его уровень ниже «идеального» (различия также являются статистически значимыми). Белорусы, по собственным оценкам, не агрессивны. Уровень выраженности данной черты в национальном характере — самый низкий, он также ниже идеального (различия являются статистически значимыми).
Нами было осуществлено сравнение автостереотипов белорусов с гетеростереотипами, т. е. оценкой белорусами выраженности тех или дру-
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
^—белорусы |
4,23 |
4,68 |
1,53 |
4,22 |
3,61 |
4,1 |
3,85 |
4,16 |
2,88 |
4 |
4,02 |
4,11 |
3,73 |
4,11 |
4,77 |
«народ, которым я восхищаюсь» |
4,22 |
4,25 |
1,14 |
4,23 |
3,64 |
4,2 |
3,99 |
4,13 |
3,03 |
3,67 |
4,14 |
4,02 |
4,02 |
4,04 |
4,2 |
«народ, который мне неприятен» |
1,21 |
1,06 |
3,45 |
1,14 |
1,45 |
1,56 |
1,34 |
1,07 |
1,82 |
1,48 |
1,26 |
1,07 |
1,2 |
1,16 |
0,97 |
Рис. 1. Профиль национального характера белорусов в соответствии с автостереотипами |
6 П |
5 |
4 |
3 |
2 |
Гих черт в национальном характере соседей (русских, украинцев, литовцев, поляков). Интерес представляет тот факт, что, по оценке белорусов, ряд черт в характере белорусов выражен ярче, чем у соседей (русских, украинцев, литовцев, поляков). К ним относятся: трудолюбие, аккуратность, коллективизм, обязательность, духовность, доброта и сердечность. Вместе с тем, уровень выраженности агрессивности и индивидуализма у белорусов самый низкий в сравнении с представителями выше названных этносов.
В национальном характере белорусов, по их оценкам, выраженность трудолюбия, доброты и сердечности, духовности, обязательности, коллективизма, аккуратности, религиозности сильнее, чем в национальном характере русских. Сила, ум, свободолюбие, патриотизм, предприимчивость, традиционализм, индивидуализм, агрессивность, по оценкам белорусов, ярче выражены в национальном характере русских. По всем вышеназванным критериям различия являются статистически значимыми.
Полученные данные подтверждают также результаты контент-анализа свободного описания сходства и различия белорусского национального характера и русского. Многие респонденты обращают внимание на значительное сходство белорусского и русского характеров.
По оценкам белорусов, выраженность таких черт как духовность, обязательность, коллективизм, аккуратность, религиозность, ум, трудолюбие, сила, доброта и сердечность у белорусов сильнее, чем у украинцев. Предприимчивость, индивидуализм, свободолюбие и агрессивность ярче выражены в национальном характере украинцев, по мнению белорусов. При этом различия также являются статистически значимыми. Это подтверждают результаты контент-анализа свободного описания респондентами отличий белорусского национального характера от украинского. Респонденты отметили также, что белорусов в большей степени отличает щедрость, искренность, бесхитростность. В сравнении с поляками и литовцами, у белорусов такие черты, как сила, трудолюбие, ум, свободолюбие, аккуратность, выражены сильнее. Однако, по оценкам белорусов, поляки и литовцы религиознее, предприимчивее, агрессивнее и в большей степени индивидуалисты (по всем выше названным характеристикам различия являются статистически значимыми).
Анализируя свободное описание респондентами национального характера собственной и вышеназванных этнических групп, можно констатировать тот факт, что позитивные черты белорусы склонны в большей степени приписывать себе, русским, украинцам.
Исследование позволяет сделать вывод, что у белорусов прослеживается доминирование позитивных автостереотипов, связанных с чертами национального характера. Анализ автостереотипов позволяет утверждать, что белорусы считают себя добрыми, сердечными; трудолюбивыми; сильными; умными; аккуратными; обязательными; патриотичными; свободолюбивыми; коллективистичными.
Анализ гетеростереотипов белорусов позволяет говорить об их позитивном отношении к своим соседям (русским, украинцам, полякам, литовцам). А это, в свою очередь, способствует развитию оптимального меж — культурного взаимодействия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы при разработке лекций по этнопсихологическим проблемам для различных групп населения, работы с молодёжью в направлении развития и укрепления национального самосознания.
С. Ю. Головина
Тобольск, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева