РЕЗУЛЬТАТЫ АДАПТАЦИИ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СТИЛЕЙ ЛЮБВИ: КРОСС-КуЛЬТуРНЫЙ АСПЕКТ[4]

O.A. Ekimtchik, T. L. Kryukova

Kostroma State University named after N. A. Nekrasov

The Results of the Adaptation of Styles of Love Scale: cross-cultural aspect

The aim of this study was to develop a Russian inventory for assessing styles of love — cognitive-behavioral patterns that people use when they are in love with a partner. As a basis the well-known inventory Attitudes About Love and Sex ("Colors of Love") by C. Hendrick and S. Hendrick (1984) was used. The translated inventory underwent checking (using alfa Crobach) and then the authors compared the results of the original version of AALS (American sample) with the translated Russian version of this inventory in an empirical study. The differences obtained are interpreted by taking into account different sociocultural conditions in Russia and USA.

Казалось бы, очевидный и непрекращающийся кризис современного общества, проявляется, в том числе, и в проблеме «угасания» романтичес­ких чувств к партнеру и потере интимных отношений с ним, в том числе, в семье. По данным психотерапевтов и социологов, лишь в немногих па­рах сохраняются любовные отношения, включающие секс с партнером, на долгое время. Р. Скиннер и Д. Клииз (1995) называют 4% пар / браков — против 40% у оптимиста М. Селигмана (2008).

Нас интересует проблема когнитивных представлений/проявлений любви к партнеру в контексте межкультурного сравнения. Мы считаем задачу кросс-культурного изучения установок на любовь и секс актуаль­ной и малоисследованной сферой в отечественной психологии.

Мы понимаем любовь как интимное, интенсивное, напряженное и от­носительно устойчивое чувство субъекта, сопряженное с сексуальным вле­чением. Оно испытывается по отношению к другому человеку (партне­ру), вызывает желание быть с ним, озабоченность его благополучием, де­терминирует поведение по отношению к нему (Екимчик, 2009). Стиль любви — это индивидуальные когнитивно-поведенческие проявления люб­ви, то есть когнитивные оценки себя, своего состояния и своего партнера, осознанные установки на отношения с партнером и поведенческие про­явления по отношению к партнеру.

Проведено сравнение русскоязычных и американских респондентов по когнитивно-поведенческим показателям любви или стилям любви. Мы использовали адаптированную нами методику «Установки на любовь и секс» («Цвета любви») — Attitudes About Love and Sex ("Colors of Love") амери­канских авторов C. Hendrick и S. Hendrick, 1984. Данная методика осно­вывается на теоретической модели любви американского социолога Дж. А. Ли (1983). Методика «Установки на любовь и секс» широко использует­ся в зарубежных исследованиях любви. Она состоит из 42 прямых утвер­ждений, которые образуют 6 шкал или стилей любви и охватывают раз­личные когнитивно-поведенческие проявления любви к партнеру. К ме­тодике прилагается следующая инструкция:«Некоторые приведенные ниже утверждения относятся к особым любовным отношениям, а другие отражают общепринятые взгляды на любовь и романтические отноше­ния. Отметьте, пожалуйста, степень своего согласия с данными утвержде­ниями, зачеркнув соответствующую цифру. Думайте о Вашем настоящем любимом. Если Вы ни с кем не встречаетесь в настоящее время, думайте о Вашем последнем партнере». Подсчет средних значений по каждой шка­ле позволяет определить доминирующий стиль любви у респондента.

Представленные в методике шкалы образуют 6 стилей любви:

Эрос — это пылкий, страстный стиль любви с преобладанием сексуаль­ного начала (пример утверждений «Между моей любимой и мной суще­ствует физическое влечение («химия» любви). Людус — этот стиль характе­ризуется поверхностным отношением и стремлением избежать интимно­сти с партнером (пример утверждений: «Я стараюсь, чтобы моя любимая была несколько не уверена во мне, моих обещаниях»). Сторгэ — этот стиль описывает доверительные спокойные отношения, стабильные, страсть от­сутствует (пример утверждений: «Наиболее удовлетворяющие меня лю­бовные отношения начинались у меня из хорошей дружбы»). Прагма — это прагматичный стиль любви, с ярко выраженным рациональным на­чалом; отличается стабильностью и слабо выраженными чувствами (при­мер утверждений: «Я учитываю то, кем человек собирается стать в жиз­ни, прежде чем связать себя с ним»). Мания — этот стиль любви характе­ризуется повышенной одержимостью отношениями, их нестабильнос­тью и противоречивостью чувств (пример утверждений: «Когда влюб­лен, я так волнуюсь, что не могу спать»). Агапэ — для этого стиля характерны глубокие, страстные чувства, центрация на партнере и его потребностях и самоограничение в пользу любимого (пример утверж­дений: «Я вынесу все ради моего любимого»).

Процедура адаптации заключалась в прямом и обратном переводе утверждений опросника, редакции формулировок утверждений в со­ответствии с семантикой и грамматикой русского языка, проверке шкал на надежность психометрическими методами. Были получены соб­ственные эмпирические нормы всем шкалам (эрос, людус, сторгэ, праг­ма, мания и агапэ), которые в дальнейшем соотносились с эмпиричес­кими нормами, полученными на больших выборках испытуемых в США. Мы проверили психометрическую проверку надежности мето­дики Установки на любовь и секс — (Attitudes About Love and Sex). Был вы­числен коэффициент внутренней согласованности шкал или альфа Кронбаха. Для всего опросника в целом были получены высокие зна­чения надежности и внутренней согласованности вопросов — коэффи­циент альфа Кронбаха (a)=0,77.

По шкале эрос (a=0,57), измеряющей стиль любви эрос с ярко выра­женным сексуальным влечением, мы получили средние значения внут­ренней согласованности и надежности. Шкала людус, направленная на измерение стиля любви, характеризующегося игрой, флиртом, нестабиль­ными и поверхностными отношениями имеет средние значения по на­дежности и внутренней согласованности вопросов между собой (a=0,58). По шкале сторгэ (стиль любовь-дружба, характеризующийся заботливы­ми отношениями с отсутствием страсти) мы получили средние результа­ты внутренней согласованности вопросов и ее надежности (a=0,54). Шка­ла прагма (a=0,70) показала хорошие результаты надежности и внутрен­ней согласованности вопросов между собой. Данная шкала измерят стиль любви, характеризующийся слабой выраженностью эмоционального ас­пекта и рациональностью. Шкала мания измерят стиль любви, характе­ризующийся страстной влюбленностью, нестабильными отношениями, противоречивыми чувствами и поступками по отношению к любимому человеку. Получены средние результаты надежности и внутренней со­гласованности по этой шкале (a=0,66).

По шкале агапэ (a=0,81) нами получены высокие результаты внутрен­ней согласованности вопросов и надежности измерения. Шкала агапэ из­мерят стиль любви, характеризующийся высокой эмоциональностью и самоотверженностью. Как видим, из всех шести шкал данной методики она оказалась наиболее чувствительной среди наших респондентов.

Внутренняя согласованность по шкалам при адаптации методики получилась несколько ниже, чем у авторов при ее создании, однако в пре­делах допустимых значений. Полученные расхождения, несомненно, могут свидетельствовать о культурных различиях в когнитивных пред­ставлениях о любви.

Анализируя в общей выборке (всего 257 чел., возраст испытуемых от 18 до 54 лет, средний возраст 25,9 года) показатели шкал, измеряющих выраженность стилей любви, мы пришли к таким выводам. Российским респондентам наиболее свойственны установки на эротическую любовь, самоотверженную любовь и любовь-одержимость, и менее — установки на любовь-флирт и прагматичную любовь. При этом наибольшим разбро­сом обладают шкалы: прагма, мания и агапэ. Это свидетельствует о том, что среди наших респондентов данные установки выражены полярно и об­разуют своего рода континуум, то есть присутствуют люди, у которых данные стили любви явно доминируют, так и те, которым подобное пове­дение вообще не свойственно. Стиль любви эрос имеет наибольшее сред­нее значение и наименьшее стандартное отклонение, это отражает явное доминирование эротической любви у большинства респондентов. Доми­нирование установок на сексуальные отношения в любви свидетельству­ет о важности внешней привлекательности любимого человека и сексу­ального влечения к нему.

Для мужчин в целом характерны эротическая и самоотверженная любовь и в меньшей степени выражены установки на любовь-игру и праг­матичную любовь. Доминирующую роль у женщин занимают установки на эротическую любовь и сексуальные отношения, на самоотверженную любовь и любовь-одержимость.

Наибольший разброс значений у женщин, как и у мужчин по шкале агапэ и наименьший по шкале эрос, то есть сексуальные отношения зани­мают важное место в отношения любви и у женщин тоже, а самоотвер­женная и альтруистичная любовь может либо быть интенсивно выраже­на, либо практически отсутствовать.

Мы сравнили степень выраженности стилей любви у американской и русскоязычной выборкок. Оказалось, что стили любви эрос, мания и агапэ в равной мере характерны и для русскоязычной выборки, и для американс­кой: в средних значениях расхождений практически не обнаружено. Стиль любви людус/ игра у русскоязычных женщин выражен сильнее, чем у аме­риканских (р=0.01). У американцев выше, чем у русских значения таких стилей любви как прагма и сторгэ (р=0.01). Мы получили, таким образом, значимые различия в когнитивных представлениях о любви и установках на любовь и секс к партнеру. По мнению большинства русскоязычных рес­пондентов, любовь-дружба и рациональная любовь не относятся к прояв­лениям любви к партнеру. Мерой сходства / различия когнитивно-поведен­ческих паттернов в переживании и проявлении любви (стилей любви) выс­тупает, по нашему мнению, сходство/различие культур, к которым при­надлежат испытуемые. Данные различия можно считать следствием влия­ния культуры, понимая под культурой, прежде всего, социальные разли­чия между людьми, а именно, понятия, социальное восприятие, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению (Майерс, 1996). Придерживаясь определения культуры как «характерного образа жизни, разделяемого группой людей» (J. Berry и др., 1992, 2006), становится понятно, что нормы, ценности, усвоенные роли, регулирующие поведение индивидов, с очевид­ностью детерминируют и принятые у людей из разных культур паттернов любовного и сексуального поведения.

С. А. Исаакян

Москва, Москва, государственный университет — Высшая Школа Экономики

Updated: 06.08.2013 — 17:27