РОЛЬ ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

E. Y. Bakhta

Ulan-Ude, Buryat State University

To the question of the role ethnopsycological factor in sport activity

We show the role ethnopsycological factor in sport activity. We provide the reasons for the necessity of managing ethnopsycological peculiarities of the sportsmen in the aims of resultivness of their competitive activity.

Моделируя сложные и экстремальные условия жизни, спортивная деятельность является эффективным средством воспитания столь необ­ходимых в настоящее время нравственных, интеллектуальных, психо­логических и физических качеств. При этом для наиболее полной реа­лизации потенциальных возможностей спортсменов необходимо учи­тывать все их индивидуальные характеристики, в том числе и психоло­гические особенности, присущие представителям того или иного этно­са (Калмыков,2000,с.29). Работая над определением психологических характеристик, присущих конкретным этносам и народам, авторы час­то используют самые различные понятия и термины, такие как «психо­логический склад нации», «национальный характер», «национальное самосознание», «национальная психология» и др., зачастую в качестве тождественных, что ведет к методологическим противоречиям. Их мож­но устранить, если применить в качестве базового понятия термин «эт­нопсихологические особенности».

Этнопсихологические особенности людей — это реально существую­щие, функционирующие явления общественного сознания, имеющие свои специфические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказывающие большое воздействие на деятельность и поведение людей. Они представляют собой динамическую, изменчивую сторону нацио­нальной психологии и обнаруживают себя именно в деятельности, в поведении, поступках (Крысько,2002,с.131). Они указывают, что нацио­нально-психологические особенности можно структурно представить следующим образом:

1. Мотивационно-фоновые (работоспособность, деловитость, осмотри­тельность, степень усердия и т. д.).

2. Интеллектуальные (степень приверженности к логике, широта и глу­бина абстрагирования, скорость мыслительных операций, характер орга­низации мышления и др.).

3. Познавательные (глубина, целостность, активность и избирательность восприятий, полнота и оперативность представлений, яркость и живость воображения, концентрация и устойчивость внимания и т. д.).

4. Эмоциональные (динамика протекания чувств, особенности выра­жения эмоций и чувств).

5. Волевые (специфика национальной установки на волевую актив­ность, устойчивость волевых процессов, длительность волевых усилий).

6. Коммуникативные (характер взаимодействия, общения и взаимоот­ношений между людьми, сила сцепления в группах, сплоченность и от­чужденность) .

Этнопсихологические особенности проявляются только через механиз­мы установки и стереотипа. Основные современные представления о них сводятся к следующему.

1. Национальная установка понимается как определенное состояние внутренней готовности личности на специфические проявления чувств, интеллектуально-познавательной и волевой активности, динамики и ха­рактера взаимодействия, общения и т. д., соответствующие сложившимся национальным традициям. Подобное своеобразие действительно возмож­но на психофизиологическом уровне, что подчеркивает в своем исследо­вании А. Г. Асмолов (Асмолов, 2001, с.46). Национальные установки, как и установки любого другого вица, закрепляются в ходе исторического раз­вития психического склада нации. В результате образуются целые систе­мы фиксированных национальных установок, которые постоянно акту­ализируются и инициируют своеобразное протекание психических про­цессов личности, характер поведения, взаимодействия, общения опреде­ленных этнических общностей, обеспечивая внутреннюю готовность к определенной форме их реагирования на возникающие ситуации.

2.Основу фиксации национальной установки следует искать в образо­вании национальных стереотипов непосредственному воздействию объек­тивной действительности. По этой причине они обладают большей, по сравнению с другими психологическими явлениями, консервативностью и устойчивостью (Крысько, 2002, 135 с).

Когда мы говорим о спортивной деятельности в командных видах спорта, не следует забывать, что в первую очередь это совместная деятель­ность нескольких людей. И от того, как происходит межличностное взаи­модействие и насколько сочетаемы их личностные характеристики, зави­сят и результаты спортивной деятельности. Основной компонент совмес­тимости — субъективная удовлетворенность взаимодействующих людей.

Психологическая совместимость рассматривается как феномен, вклю­чающий межличностные взаимоотношения и предполагает следующее:

1. Комплиментарность потребностей, подразумевающую дополнение к проявлению потребностей. Например, когда один из субъектов проявляет сильное стремление к лидерству, а другой — потребность в повиновении.

2. Конгруэнтность потребностей, когда оба субъекта (партнеры) обла­дают сходными потребностями, удовлетворяемые одними и теми же меж­личностными отношениями.

3. Комплиментарность навыков, предполагающую компенсацию недо­статочно развитых у одного субъекта способностей другим (партнером).

4. Комплиментарность знаний, когда оба партнера обладают неперекре — щивающимися знаниями, так что каждый из них может учиться у другого.

5. Общность ценностей, когда партнеры по совместной деятельности имеют общую систему ценностей и правил поведения.

В целом, как показывает изучение научно-методической литературы в области спортивной психологии, теории и методики спортивной трени­ровки, вопросы, касающиеся определения связи и влияния этнопсихоло­гических особенностей на соревновательную деятельность спортсменов, в настоящее время раскрыты недостаточно. Когда речь идет о командных видах спорта, не следует забывать, что эффективность совместной дея­тельности и формирование оптимальных межличностных взаимоотно­шений обусловлены тремя видами совместимости — социальной, психо­логической и психофизиологической. Значимость вида совместимости будет определяться особенностями спортивной деятельности, ее задача­ми, требованиями к личности (Бабушкин, 2005, с. 30).

Для людей с «нормальной» этнической идентичностью свойственно отдавать предпочтение собственной культуре и ценностям. Это как бы начальная ступень этноцентризма, когда стремление к позитивной этни­ческой идентичности является необходимым условием сохранения цело­стности и неповторимости этнической общности в этнокультурном мно­гообразии мира (Калмыкова, 2008, с. 14).

Большинство спортсменов, особенно высокой квалификации, уважитель­но относится к представителям других национальностей, уважает собствен­ную культуру и этническую группу. Возможно, это связано с наличием у испытуемых интенсивных межэтнических контактов в реальной жизни.

В полиэтнической среде межэтническое взаимодействие — это повсед­невная реалия, поэтому этническая принадлежность партнера по обще­нию перестает быть доминирующей. На первый план выходят социальные и эмоциональные аспекты. Для такого типа идентичности характерна высокая толерантность и готовность к межэтническим контактам. При этом, стремясь к позитивной этнической идентичности, индивид повы­шает свою самооценку, и стремится повысить престиж и статус своей груп­пы (Калмыкова, 2008, с. 14).

В целом же, констатируя, следует отметить, что, несмотря на достаточ­ную разработанность теории и методологии национально-психологичес­ких исследований, изучение этнопсихологических особенностей спорт­сменов и определение их влияния на тактику соревновательной деятель­ности в настоящее время практически не ведутся. Этим объясняется то, что в процессе спортивной подготовки, как правило, недостаточно при­нимается во внимание своеобразие национальной психологии занимаю­щихся, что, по нашему мнению, в определенной мере негативно сказыва­ется на результативности их соревновательной деятельности.

Updated: 26.07.2013 — 07:05