РОЛЬ СИМВОЛОВ В СТАНОВЛЕНИИ ИДЕНТИЧНОСТИ ПОЛЯКОВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЛИТВЫ: НА ПРИМЕРЕ ОБРЯДНОСТИ СТРАСТНОЙ НЕДЕЛИ

J. Mardosa

Vilnius Pedagogical University

The Significance of Symbols in the Identity Formation of Southeastern Lithuania’s Poles: According to the Rituals of Holy Week

This presentation examines the symbols of Holy Week found amongst the Poles of south­eastern Lithuania, which are significant in the contemporary creation of Polish national identity. Data collected during field research shows that the majority of such symbols are connected with food, which has a ritual meaning over the holidays. A part of the particular dishes are of local origin, while others are taken from traditional slavic culture. These symbols highlight the particularities of the religious culture of Lithuanian Poles and at the same time they become an identity forming factor.

Этнологи обратили внимание на значимость символов в период само­определения народов и в процессе формировании их идентичности. В конце XX века такого рода вопросы стали актуальными жителям юговосточной

Литвы. На пограничной с Беларусью территории юго-восточной Литвы большинство сельских жителей и значительную часть городского населе­ния составляют поляки (об этноконфессиональном составе региона шире: Мардоса, 2008, с. 383-384). Во второй половине и особенно в конце ХХ века возросла политическая и этнокультурная активность поляков и тем самым становится актуальной научной проблемой изучать влияющих на данные процессы факторов. Разумеется это многогранный и сложный вопрос, по­этому в сообщении обратим внимание на один аспект проблемы — встреча­емые в обрядности Страстной недели символы. Полевые материалы по данной теме автором сообщения собраны в 2007-2008 гг., изучая весенние календарные праздники поляков Литвы. Цикл пасхальных обычаев, име­ющий многообразие вариантов как на этническом, так и на личностном уровне, составляют сложную ритуальную структуру. В ней, как показывает полевой материал, каркас, на котором держится сама обрядность, занима­ют символическую значимость выражающие различные элементы тради­ционной культуры. Установлено, что одним из символов этничности для поляков становятся в течении Страстной недели изготовляемые некоторые обрядовые блюда, изучение которых составит стержень сообщения.

По материалам исследования в условиях современности на первое место в обрядовом поведении выходит подчеркивание сакральности дей­ствий и функционирование единой для сельских и городских жителей религиозной модели обрядности Страстной недели. В то же время основ­ные обрядовые символы в современной народной практике больше всего выражены в обычаях Великой субботы. Изучая обрядовые блюда замеча­ем, что их символика как традиция и знак праздника в наши дни объеди­няет верующих и секуляризированных людей. В этой связи отдельные традиционные блюда стают в один ряд с другими, имеющими влияние на самоопределение поляков постсоветского периода, символами.

Особенности этнического состава жителей и географического поло­жения юговосточной Литвы отражаются при изготовлении практически не употребляемых литовцами праздничных блюд. В первую очередь та­кими становятся блюда с использованием молочных продуктов. Обрядо­вую значимость имеет изготовление паски (пасхи) из свежего творога, а современная черта — применение сладких сырков. Употребляемое поля­ками Литвы блюдо имеет прямую связь со славянской культурой. Паску украинцы делали из творога, а русские использовали творог и изюм, а также другие ингредиенты. Интересно, что и в Беларуси данный продукт подразумевается как русский (Котович, Крук, 2005, с. 259; Соколова, 1979, с. 111). Для праздничного стола поляки в Страстную неделю готовят тво­рожный сыр, который делают сами или покупают.

Особые требования ставятся хозяйкам, которые до настоящей поры среди других блюд на Великую субботу обязательно изготовляют пасхаль­ный хлеб бабу, которую также называют паской (пасха). Истоки обрядово­го хлеба также уходят в соседние славянские народы, где верили, что если будет красиво испеченный пасхальный хлеб, весь год для семьи будет удачным. По мнению В. К. Соколовой белорусы и украинцы паской назы­вали высокий круглый хлеб, на верху которого часто накладывали из теста четырехконечный крест или другие украшения. Т акого рода кули­нарное изделие известно в пограничных с Белоруссией районах Литвы. Русские как известно, такой хлеб называют куличом (Соколова, 1979, с. 111). Кулич для православных — высокая буханка хлеба, по православной традиции символизирует божье тело. В Польше также имели называемый колач обрядовый овальный хлеб (Ганцкая, 1977, с. 211). А мазуры пекли специальный пирог, украшенный цветочным сахарной глазурью и укра­шенный различными из теста орнаментами (РІБатхак, 1981, 8. 241). В со­временной Беларуси куличи в пред пасхальное время продают в магази­нах, на ярмарках, в то время как в Литве поляки ритуальный символ изго­товляют в домашней обстановке.

Мясные продукты в пасхальной трапезе свойственные всем христианс­ким народам. Однако поляки Литвы имеют особенности в отношении к подготовке свинины к ритуальному столу. В течении Страстной недели традиционно убивали свиньи и поляки Литвы готовят специальное блюдо из сало и теста похожее на батон. Испеченный продукт даже называют парасенком (Ыаткотег, 1998, р. 87). Такие изделия прямым образом опира­ются на традицию. Известно, что в прошлом, некоторые поляки юго-вос­точной Литвы для праздника коптили поросенка. Черта, несвойственна для других частей Литвы, поэтому очевидно, что традиция перешла от со­седних народов. По утверждению В. К. Соколовой, украйнцами и белоруса­ми в число пасхальных блюд входит освященный в церкви поросенок, ко­торого на блюдо клали ногами в верх и в рот втыкали кусок хрена (Соколо­ва, 1979, с. 111). В то время как в Польше важной обрядовой пищей являлась свиная голова, колбасы (Ганцкая, 1977, с. 211). Как видим, поляки Литвы в число обрядовых изделий активно включают символические блюда славян­ской народной культуры, которые в контексте Литвы становятся выраже­нием этничности. Специфическим локальным блюдом поляков юго-вос­точной Литвы является красный мясной борщ с кровью, семантика кото­рого также в Пасхальный период имеет символическое значение.

Локальные особенности в юго-восточной Литве имеет и традиция ос­вящения пасхальной еды. Католический обряд истоками уходит в нача­ло XVII века, когда папа Павел V (1605-1621) установил литургию освя­щения пищи (Меткіепл, 1999, р. 200). Традиционно на большей части Лит­вы еду освящали в воскресенье утром, когда в костел несли в корзинках кусочки разных продуктов, крашенные яйца. Однако в юго-восточной Литве существует традиция освящать пищу в страстную Субботу. Такой образ обряда, вероятно, пришел из Польши, где уже в ХУІІІ-ХІХ веках Страстную субботу называли днем освящения пищи (Бхутапйетэка, 1990, р. 29-30). Истоками традиции освящения ритуальных продуктов в суббо­ту в юго-восточной Литве уходит в первую половину ХХ века, хотя польский этнограф Оскар Кольберг в середине XIX века писал, что пирог и пару яиц освящали как в субботу, так и в воскресенье (Kolbeтg, 1966, р. 147).

Важно отметить, что в Литве обряд освящения пищи до настоящего времени сохранился именно на юго-восточной ее части, где обряд тради­ционно осуществляется в субботу вечером. Такой образ обряда сформи­ровался в первой половине ХХ века, когда в субботу люди работали до обеда, а позднее начинали готовиться к празднику и в первую очередь, посетить костел и благословить пищу. Освящали соль, большой сыр, хлеб, масло, колбасу, пасхальный пирог (бабу), окорок и яйца. Сыр также вклю­чали в состав освящаемой пасхальной еды. Полевые материалы показы­вают, что освящение сыра рассматривалось и в контексте народной рели­гиозности. Чтобы надоить больше молока и избегать сглаза коров, изго­товляли большой сыр. Для увеличения надоя в пасхальные дни специаль­но кормили коров большим количеством фуража, чтобы те не смогли все съесть (Вильнюсский район).

Состав блюд однообразен, разница в возможностях людей. Освященной пищи было необходимо иметь на весь праздничный период. Некоторыми полагалось, что необходимо освящать столько продуктов, чтобы хватало на всю неделю. Поэтому бедные в корзинку купленную во время ярмарки Ка — зюкаса (4 марта) в Вильнюсе, клали маленькие куски, а зажиточные целые продукты в специальный сундук. Было даже не престижно ехать телегой с полупустым ящиком. Сундуки изготовлялись специальные, похожие на свадебные, предназначенные для хранения приданного, но меньше по раз­мерам. Сундуки так и называли — пасхальный куфарочек, и он не использо­вался для других целей. Кроме того в Вильнюсском крае существовал и специфический плетенный из соломы куферчик, который был четыреху­гольный с крышей и двумя рукоятками для пояса, чтобы было легче нести. Также в первой половине XX века при освящении пищи в корзинку клали белую скатерть, на которую клали кусок колбасы, окорока, ломтик хлеба, соль и хрен (который символизировал муки Христа), масло и маленький пирог, а также испеченного из теста маленького ягненка, который симво­лизировал жертву Христа во имя спасения человечества.

Те, кто жили поблизости костела, приглашали ксендза освящать домаш­ний стол и это было престижно как для семьи, так и для священника. В первой половине ХХ века иногда ксендз освящал пишу на площади го­родка перед костелом. Так как субботняя месса продолжалась до позднего времени, по мнению респондентов это была впечатляющая картина (Ксйвпйатх, 1994, р. 33). В некоторых местах Вильнюсских окрестностей еду освящали в течении торжественного богослужения (Б1еНсШ, 1998, р. 102). Таким образом в окрестностях Вильнюса своеобразность обряда освяще­ния пищи имеет глубокие корни и современный образ обряда наследован как традиция. Однако традиция трансформировалась и ее суть сконцент — рированна на отдельные символы. Например место сундука, в вечернее время, обычно после богослужения в начале XXI века еда освящается в пле­тенных из лозы корзинках. Освящается в основном яйца и пирог. Суббот­нее освящение в костелах ритуальной пищи существует и в современной Белоруси. Следует отметить, что поляки оказывают воздействие и на рели­гиозное поведение литовцев. Субботнее освящение ритуальной еды в со­временности находит место также и среди литовцев изучаемого региона.

Таким образом в обрядовой жизни прослеживается актуализация от­дельных традиционных ритуальных символов, которые вносят своеобра­зие в обрядовый код Страстной недели жителей изучаемой территории. Каркас обрядности составляет религиозная основа и единые с литовцами и другими народами символы. Важной тенденцией является привлечение символов народной религиозной культуры восточных славян. В число ис­пользованных пасхальных символов соседних народов акцент ставится на различного содержания паски, специальный хлеб. Часть символов проис­ходили в среде поляков Литвы. Локальный характер имеют некоторые мясные блюда, субботнее освящение пасхальной еды. Таким образом при­влечение различного содержания и семантики символов в условиях совре­менности придают обрядности Страстной недели поляков юго-восточной Литвы региональный характер и рассмотренные символы выступают в качестве формирующих этнический идентитет факторов.

Список литературы Ганцкая О. А. Поляки//Календарные обычаи и обряды в странах зарубеж­ной Европы: весенние праздники. — М., 1977. — С. 202-220.

Котович А., Крук Я. Веснавыя святы. Книга 1. — М1нск, 2005.

Мардоса Й. Символ и вопросы религиозной идентичности в полиэтноко- фессиональной среде: вербы в современной Западной Беларуси и Восточной Литве //Теоретические проблемы этнической и крос-культурной психоло­гии. Материалы Международной научной конференции 29-30 мая 2008 г. — Т. 1. — Смоленск. 2008. — С. 383-390.

Соколова В. К. Весенние-летние календарные обряды русских, украинцев и белоруссов. — М., 1979.

Kalendarz Obyczajow Wilenskich. — Vilnius, 1994.

Kolberg O. Dziela wszystkie. — Litwa. Wroclaw, 1966. T. 53.

Merkiene I. R. Velykiniai pavasario zenklai. Baltijos regiono kultura XX amziuje // Etnine kultura ir tapatumo israiska. — Vilnius, 1999. p. 197-207.

Narkowicz L. Alleluja bija dzwony… //Tradycje i obyczaje Wilenszczyzny w pracy pozalekcyjnej. — Vilnius, 1998. — P. 85-87.

Pisarzak M. Pokarmy wielkanocne w Polsce. — Warszawa, 1981.

Sielicki F. Wierzenia i obyczaje na Wilejszczyznie w okresie miedzywojennym. Wroclaw, 1998.

Szymanderska H. Polska Wielkanoc. — Warszawa, 1990.

М. С. Мартынова, В. В. Константинов

Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Updated: 20.08.2013 — 08:24