[9] N. A. Polskaya
Saratov, Pedagogical Institute of Saratov State University Self-injury behavior in youth subcultures (research results)
The article reviews the results of the research of self-injurious behaviour in subcultures. Self-injury is considered as an indicator of psychological deficiency which shows itself on the level of self-esteem, coping-strategies and understanding of emotions. Cultural functions of self-injury are defined by symbolical meaning which is attributed to it by local subculture norms.
Под понятием «субкультура» подразумевается объединение людей, отчуждающих себя от норм и правил традиционной культуры, через создание собственной культурной символической системы, предписывающей членам локальной субкультуры определенные нормы и правила поведения, как внутри субкультурного сообщества, так и в рамках традиционной культуры.
Исследование психологических аспектов субкультурных групп представляет определенную сложность, обусловленную строгими границами, сохраняющими уникальную гомогенность субкультуры и обеспечивающими ее защиту от давления и поглощения традиционной культурой. Успешность психологических исследований в данном направлении осложняется еще и тем, что лишь исследователь, разделяющий идеи изучаемой субкультуры, может рассчитывать на поддержку его исследовательских намерений и заинтересованность со стороны представителей субкультурных групп.
Начиная с 2007 года, нами было предпринято несколько исследований в различных неформальных субкультурных объединениях («рокеры», «панки», «эмо»). Эти исследования осуществлялись в русле изучения психологических факторов самоповреждающего поведения. Известный факт широкой распространенности практик самоповреждения именно в этих группах, побудил нас провести ряд эмпирических исследований, направленных, во-первых, на выявление и оценку фактов само — повреждения; во-вторых, на выявление взаимосвязи различных психологических показателей с фактами самоповреждения. Исследовательский материал собирался студентами (Киреева, 2007; Маслова, 2008; Алешин,
2010) , являющихся членами научно-исследовательской лаборатории психологии нарушений поведения детей и подростков Педагогического института Саратовского Гу. Исследователи либо сами являлись представителями неформальных субкультур, либо поддерживали определенные субкультурные идеи и ценности.
Все исследовательские программы проводились с введением контрольной выборки (подростки и юноши, не ассоциирующие себя с неформальными молодежными: субкультурами). Для обработки и анализа данных использовались все необходимые статистические процедуры с обязательным включением описательных и частотных статистик, корреляционного анализа, таблиц сопряженности, кластерного анализа. В данном сообщении будут указаны наиболее значимые выводы.
В исследовании, направленном на изучение феномена модификаций тела и осуществленном в группе молодых людей, относящих себя к субкультуре «рокеры», была выявлена тенденция прибегать к практикам самоповреждения и аутоагрессии, девиантным стратегиям поведенческого риска в эмоционально нестабильных ситуациях. Если для контрольной группы модификации тела ассоциировались с рискованным поведением, то у экспериментальной группы имелась устойчивая связь модификаций тела с самоповреждением. Кроме того, были выявлены взаимосвязи между фактами самоповреждения, самостоятельными модификациями и суицидальными намерениями, которые позволили нам предположить, что возможной функцией модификаций тела является функция избегания аутоагрессивной травматизации и суицида. В экспериментальной группе был определен более высокий процент неадаптивных копинг-стратегий, наибольшие различия были выявлены на уровне поведенческих и эмоциональных копингов, что позволило сделать вывод о том, что модификации тела включены в модели непродуктивных способов совладания со стрессовыми ситуациями. Причем в рамках подобных моделей модификации тела выступают в качестве условно адаптивных стратегий, реализуя аутодеструктивные побуждения в социально «разрешенной» форме.
В исследовании, проведенном в субкультурном сообществе «эмо», изучались взаимосвязи между субъективным восприятием социальной поддержки, самооценкой и фактами самоповреждения. Были выявлены высокие показатели самоповреждения в экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой, что позволяет нам говорить о возможном влиянии групповых ценностей и стиля жизни на закрепление поведенческих стратегий самоповреждающего характера. Несмотря на то, что и в контрольной группе были выявлены отдельные эпизоды самоповреж — дений, в экспериментальной группе практически все респонденты указали более одного факта самоповреждения. Большинство респондентов этой группы не ограничиваются каким-либо одним действием, а используют комплекс приемов самоповреждения, что указывает на сформированность модели самоповреждающего поведения. Выявленные корреляции между фактором самоповреждения и самооценкой, позволили предположить, что низкая оценка собственной активности и социальной привлекательности поддерживает паттерн самоповреждающего поведения.
В исследовании, проведенном в сообществе, позиционирующем себя как «панки», была установлена взаимосвязь показателей самоповреждения с показателями эмоционального интеллекта и самооценкой. Было определено, что оценка внешних событий, как оказывающих "невыносимое психологическое давление", взаимосвязана с интенсивностью и разнообразием форм самоповреждения; самооценка своего поведения, как поведения высокого риска, имеет прямую связь с пониманием эмоций и отражает сформированность и зрелость уровня управления своими эмоциями; склонность к самопорезам, как одной из форм самоповреждения, поддерживается слабостью уровня контроля экспрессии, т. е неспособностью контролировать внешние проявления собственных эмоций.
Таким образом, мы получили данные относительно склонности представителей неформальных молодежных субкультур к самоповреждени — ям. С одной стороны, психологический дефицит конструктивных стресс — преодолевающих стратегий, нестабильная и противоречивая самооценка, трудности в понимании и управлении эмоциями (как собственными, так и других людей) — все это создает серьезные трудности для формирования собственной идентичности и, соответственно, трудности определения своего места в культуре и обществе. С другой стороны, проблема социализации решается в своеобразном инкубаторе — субкультурной группе, которая сохраняя дистанцию в отношении традиционной культуры, при этом выполняет все основные культурные функции, основанные на взаимодействии, передаче знаний и коммуникации.
Самоповреждения могут быть предиктором психологической (прежде всего, эмоциональной) уязвимости, специфическим способом обмена информации, формой инициации, практикой символических действий, психологической стратегией символического замещения (суицидального намерения на акт самоповреждения) и даже практикой социального научения. Вполне очевидным становится тот факт, что переживание боли и болезненных физических манипуляций с собственным телом, имеет глубокое психологическое содержание и культурное значение, которое в феномене неформальной субкультуры выступает наиболее отчетливо, как попытка прийти к недостижимому равновесию между уникальностью «индивидуального» и тотальностью «культурного».
Н. Л. Пушкарева
Москва, Институт этнологии и антропологии РАН
Им. Н. Н. Миклухо-Маклая