СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ ИРАНА

Ahadi Hadibeglu Asger Alisahib oglu

Baku, Azerbaijan, Baku State University

Changes in moral values of youth and teenagers of Iran

At the social development present stage there are essential changes in spiritually-moral values of the population, including at youth. We had been carried out research among 508 students and schoolboys, for the purpose of revealing not only the structure of values ac­cepted among youth, but also the factors influencing this process.

Известно, что студенты Ирана становятся все более образованными и все чаще заявляют о себе победами в региональных и межрегиональных олимпиадах и конкурсах учащихся университетов и институтов. Молоде­жи много, поэтому влияние людей молодого возраста значительно, при относительно низких темпах прироста населения в целом (1,61 %) в моло­дых группах прирост в 2-2,5 раза выше. При этом происходит быстрое пополнение рынка труда молодежью, что при ограниченных инвестици­онных возможностях по созданию новых рабочих мест усиливает давле­ние молодых возрастов на рынке труда. Мы поставили перед собой зада­чу исследования ценностного потенциала людских ресурсов Ирана.

Известно, что этот потенциал определяется, прежде всего, религиоз­ным и национальным факторами. Именно сочетание этих двух показате­лей, считают исследователи, в конечном итоге формирует готовность по­жертвовать собой ради процветания народа, страны, правительства. Как известно, в Иране официальной религией, определяющей государствен­ное устройство и идеологию, является ислам шиитского толка. По стати­стическим данным, подавляющая часть населения страны — верующие люди. Влияние религии на жизнь иранского общества очень велико, осо­бенно в сельских районах, население которых более твердо в своей вере и готово бороться за существующий уклад жизни (Интернет-ресурс, 2009).

Отметим также, что на современном этапе общественного развития происходят существенные изменения в духовно-нравственных ценнос­тях населения, в том числе и у молодежи. Нами было проведено исследо­вание среди 508 студентов и школьников, с целью выявления не только структуры ценностей молодежи, но и факторов, влияющих на этот про­цесс, при этом был использован сравнительный метод, статистические дан­ные были подвергнуты анализу с помощью таблицы Моргана. Изменения в нравственных ценностях связаны в немалой степени и с глобальными переменами, происходящими в общественном развитии. Нас интересовал вопрос о том, как отражается возраст, уровень образования, пол на струк­туре ценностей. Для сбора информации были составлены анкеты, в том числе стандартная опросная анкета Алпорта и Ворнона (Занджизаде, 1998). 6 групп ценностей (религиозные, научные, экономические, эстетические, политические и социальные), распределенных Алпортом, были нами за­имствованы как базовые и определены в качестве объекта исследования. Разумеется, группировка условная, но в каждую группу при этом включа­ются интересы и установки, связанные с указанной сферой деятельности.

Для вычисления отклонений была применена методика Спирмена Брауна, уровень надежности составил более 71 %. Анкета была апробиро­ванной и в этом смысле надежной, вдобавок был применен коэффициент Альфау Кронбаха. Для анализа собранного материала были использова­ны различные шкалы и составление гистограмм. При резюмировании сделанных выводов был определен уровень доказательности гипотез, при­менены коэффициент зависимости Спирмена и Хидо.

Итоги исследования показали, что у старших школьников ценности можно выстроить в следующей последовательности (по мере убывания): научные, экономические, социальные, религиозные, эстетические, поли­тические. У студентов университета на первом месте стоят религиозные ценности, затем соответственно научные, экономические, социальные, эстетические. Среди факторов, влияющих на характер ценностей, следу­ет назвать, прежде всего, уровень образования, пол, возраст, уровень жиз­ни, и т. д. Характер ценностей определяется также позицией семьи. Так, в семьях с небольшим доходом научные ценности превалируют над други­ми, т. е. студент или подросток предпочитает хорошо учиться, затем соот­ветственно следуют экономические, социальные, религиозные, эстетичес­кие, политические ценности. В семьях со средним уровнем дохода на пер­вом месте также стоят научные ценности, однако религиозным ценнос­тям здесь уделяется больше внимания. Нами было также подмечено, что девушки, больше уделяющие внимание внешности и следующие капри­зам моды, не так религиозны, как девушки с меньшим достатком и мень­шими претензиями на броскую внешность. У ребят одежда и внешность не имеет существенного влияния на их религиозные взгляды.

Было определено, что среди школьников религиозные ценности не являются довлеющими. Результаты, полученные нами, несколько раз­нятся с проведенными ранее, где религиозные ценности ставились очень высоко (Джаббари, 1996). Можно сказать, что по возрасту эти ученики уже стали студентами и в этом смысле результаты, полученные нами, показывают, кстати, то, что у студентов оценка религиозных ценностей достаточно высока. Нельзя забывать, что процессы межпоколенческой трансмиссии идут непрерывно и это отражается на предпочтениях сту­дентов. Молодежь сама по себе очень подвергнута различным влияни­ям, здесь радикализм соседствует с романтизмом и т. д., формируются политические и религиозные взгляды, которые со временем уравнове­шиваются с обшим мировоззрением, взглядами на мир (Занджизаде, 1998). Нами было выявлены существенные различия во взглядах различных возрастных групп молодежи: 14-20 летние больше предпочитали соци­ально-политические ценности, а свыше 20 лет — научные и экономичес­кие. Среди девочек-подростков социальные ценности превалируют над другими. В целом у девушек и юношей имеются существенные различия в ценностных предпочтениях. На изменения в предпочтениях и оцен­ках оказывают влияние и место проживания. Отметим, что если населе­ние живет в пограничной зоне, то средства массовой информации дру­гих стран воздействуют на сознание молодежи и их ценностные пред­почтения. Полученные результаты исследования показали, что просмотр каналов телевидения через спутниковые антенны и интерес к зарубеж­ной музыке уменьшает ценность религиозных убеждений и усиливает научные и эстетические интересы.

Исследование показало отсутствие должной гармонии между систе­мой ценностей у молодежи и социальным строем. Эта проблема — одна из существенных для Ирана, которая повлечет за собой в будущем ряд других проблем. Для выработки коллективного согласия и обществен­ного повиновения необходимы крепкие нравственные ориентиры. С точки зрения достижения общественного порядка это является жиз­ненно необходимым. Налицо слабое воздействие религиозной позиции семьи на процесс формирования нежелательных социальных ценнос­тей. Слабое сотрудничество между представителями различных куль­турных ценностей.

Список литературы

Джаббари Ризвани. Развитие системы ценностей у учеников — детей шехи — дов и обычных учеников. — Мешхед, 1996 (на персидском языке).

Занджизаде Хума. Введение в общую социологию. — Мешхед, 1998 (на пер­сидском языке).

Интернет-ресурс: Www. iimes. ru /rus /stat/2009 /28-11-09a. htm.

Е. Ю. Бахта

Улан-Удэ, Бурятский государственный университет

Updated: 26.07.2013 — 06:57