СТРУКТУРА СТЕРЕОТИПА ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА В МЕНТАЛИТЕТЕ РОССИЯН

J. V. Mochalova

Moscow State University named after M. V. Lomonosov Stereotypical features in the image of Russian politicians

The analysis of categorical structures of the image of the politicians represents two models of social perception of leadership in politic by electors — the first one — paternalistic, and the second one — so-called democratic.

Восприятие персоны политического лидера и политического деятеля российскими избирателями опирается на смысловые контексты и сте­реотипы политической культуры российского общества. Т. Э.Гринберг, отталкиваясь от формулировок различных политологических источни­ков, предлагает определять политическую культуру общества как исто­рически сложившуюся в конкретном обществе совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения вла­сти и граждан (Гринберг, 1998). Американский культурный антрополог британского происхождения Г. Бейтсон описывает т. н. комплементар­ные и симметричные паттерны ритуальных отношений в обществе, вли­яющие на формирование национального характера (Бейтсон, 2000). Среди комплементарных паттернов для анализа этноспецифического стиля деятельности политического лидера, а также для анализа внутри­семейных стандартов воспитания лидерских качеств детей важны сле­дующие: доминирование/подчинение; оберегание/зависимость; демон­страция/ разглядывание. В программе авторитетного российского по­литического лидера не могут отсутствовать популистские призывы и лозунги, поскольку они помогают ему устанавливать симметричные вза­имоотношения с избирателями.

Две культурные традиции властвования и управления — автократичес­кая и демократическая, сосуществуют в Российском государстве со времён царствования Ивана Грозного (Иловайский, 2008), взаимопроникая и до­полняя друг друга (Костомаров, 2007). Так, вдохновляясь революцион­ным пафосом решительного противостояния мировому империализ­му, И. В.Сталин выстраивал иерархическую структуру государственной власти в СССР, отнюдь не игнорируя опыт организации системы управ­ления Российской империи. Вечевым принципам принятия общеобяза­тельных для города а также традициям выработки определяющих для жизни общины решений сельскими сходами, исключительно важным для исторической памяти русских людей, отдавала должное советская власть, призывая всемерно развивать деятельность профессиональных союзов. В настоящее постсоветское время московское правительство делает попыт­ку отдать должное русским общинным традициям принятия решений, в частности, в ходе кампании по утверждению генерального плана развития Москвы. Традиции западной демократии «либерализма-рационализма- индивидуализма» в терминологии В. С.Соловьева также диктуют российс­кой политической системе, в свою очередь, критерии оценки доброкаче­ственности избирательных процедур и легитимности результатов выборов.

Многолетние исследования, восприятия образа политического лиде­ра жителями российских городов и сел разных сословий, межкафедраль — ной исследовательской группы психологии массовых коммуникаций факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством д. псх. н. Л. В.Матвеевой показывают, что ожидания людей по отношению к личности политического деятеля обнаруживают как минимум две ценно­стно-стилевые модели авторитетного поведения политика.

В первом случае, категориальная структура восприятия образа поли­тика выявляет патерналистические ожидания избирателей, означающие готовность людей видеть в политическом лидере «Отца Отечества». Фак­торизация первичных данных методики семантического дифференциа­ла целевой аудитории избирателей может презентировать сочетание в первом факторе таких ценностно-смысловыгх категорий, как: 1) «сила лич­ности политика»; 2) «хороший хозяин»; 3) «патернализм». Второй фак­тор очень часто характеризует морально-этическую позицию политичес­кого деятеля. В зависимости от региона возможны смысловыге вариации названия фактора, например «патриотизм, доброта» или «интеллигент­ность, религиозность». Третий фактор являет категорию «открыгтости» личности политика, умение выстраивать симметричные отношения с из­бирателем (Матвеева и др., 2008).

Во втором случае для дифференциации образов идеального и плохо­го политического лидера принципиально важными могут оказаться два первыгх фактора — «сила личности, лидерство» а также «нравственно-эти­ческая позиция политика». В качестве третьего фактора может актуали­зироваться категория харизмы внешнего облика политика, например «привлекателыносты». Четвертым фактором, как и в первом случае, иног­да выступает «дипломатичность».

Таким образом, наши исследования менталитета представителей рос­сийских избирателей подтверждают факт предпочтения различными людьми одной из двух стилевыгх моделей самореализации политического лидера в рамках складывающихся и оформляющихся в настоящее время традиций политической культуры — патерналистической или так назы­ваемой демократической.

Р. Р. Накохова

Черкесск, Карачаево-Черкесский государственный университет

Updated: 22.08.2013 — 14:21