T. I. Pashukova
Moscow State Linguistic University
Subjects of interethnic and intraethnic communication
The article deals with theoretical issues concerning the possibility to use the philosophical category "subject" in order to single out the levels of interethnic and intraethnic communication. The author shows that individuals, small and large groups as well as communities, including subethnoses and ethnoses, which constitute nationalities, nations and cultures can be subjects.
Участниками межэтнического и внутриэтнического общения, отношений и взаимодействия являются отдельные люди, большие и малые группы и общности. К ним применимы понятия единичных и коллективных субъектов. Единичным субъектом является человек как носитель определенных этнических свойств, т. е. как этнофор, а к коллективным субъектам следует отнести народности, народы, нации и культуры. Взаимодействие субъектов создает определенные уровни, учет которых важен для понимания феноменов и закономерностей этнического общения.
Следует отметить, что понятие «субъект» является философской категорией. Оно предполагает предметно-практическую деятельность индивида, имеющую социально-историческую природу. Субъекту присуще самосознание и владение «созданным человеческим миром культуры — орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, логическими категориями, нормами эстетических и нравственных оценок и т. д.» (Философский энциклопедический словарь, 1989, с. 633634). В материалистической философии в качестве субъекта истории рассматриваются и народные массы, понимающиеся как основная сила, творящая и революционно преобразующая мир культуры и социальное бытие (там же, с. 634).
В этой связи применение термина «коллективный субъект» в психологии оправдано, так как он характеризует совокупность людей, имеющих общие социально-психологические признаки, осознающих себя как единое целое, причем людей, включенных в разнообразные коммуникативные системы, а также системы совместной деятельности.
Словосочетание «субъект этнического общения» состоит из слов латинского и греческого происхождения. Слово «субъект» — subjectus в переводе с латинского языка означает «находящийся в основе», оно включает в себя две части: sub — под и ]’аао — кладу основание, а «этнос» — от греческого слова e9voз — группа, народ, племя.
Само понятие «этнос» чаще всего используется для выделения исторически сложившейся на определенной территории стойкой общины людей, которые имеют относительно стабильные общие черты и особенности культуры и языка, а также осознают свое внутреннее единство и отличие от других сообществ, что зафиксировано в самоназвании (этнониме). В научный оборот понятие «этнос» введено С. М. Широкогоровым в 1923 г. (Широкогоров, 1923, с. 4-6). Этнос или этническая общность могут быть представлены родом, племенем, народностью и др.
Субъекты межэтнического общения отличаются активностью, особенностями своей жизнедеятельности и познания. Ими становятся не только отдельные индивиды, но и малые и большие группы, включая субэтносы, этносы и суперэтносы как надэтнические образования, если они вступают в общение и взаимодействие. Л. Н. Гумилев определил субэтносы как подгруппы этносов, входящих в основной этнос, которые имеют определенные отличия от других подгрупп. Примером субэтносов среди русских являются казаки, сибиряки и др. (Гумилев, 2007).
Идея анализировать уровни отношений, задаваемые единичными и коллективными субъектами, принадлежит Г. М. Андреевой, которая в плане этнопсихологических исследований поддержана Р. Нойман в связи с вопросами социальной перцепции (Андреева, 1977; Neumann, 1986). Но уровни целесообразно анализировать и в связи с изучением феноменов и закономерностей межэтнического и внутриэтническо — го общения.
Этнопсихологические особенности субъектов наиболее ярко обнаруживаются в различных видах взаимодействия с представителями других этногрупп и культур.
Уровни общения и взаимодействия взаимосвязаны, но их выделение чрезвычайно важно для теоретического анализа. Так, например, межличностное общение и взаимодействие происходит на фоне общения коллективных субъектов, к которым они принадлежат, хотя оно и характерно для двух или нескольких этнофоров, в одних случаях являющихся, а в других — не являющихся членами одной контактной группы. Следует отметить и общение этнофора с самим собой, специфика которого, по-видимому, будет задаваться типом культуры, национальными особенностями, развитием и другими факторами.
Важно учитывать уровни и межгруппового общения в связи с тем, принадлежат ли группы к одной общности (этносу, суперэтносу) или к разным. Следующий уровень может отличать общение наций, народов и культур. В ряде случаев, например, в исследованиях касающихся политической психологии, имеет значение выделение общения и отношений конкретного этнофора со своей этнической общностью, народом, гражданами или, напротив, с представителями чужой этнической общности.
Всевозможные соотношения разных субъектов, вступающих в контакты друг с другом, создают несколько десятков вариантов уровней общения. Их сравнительно-сопоставительный анализ может помочь установить специфику действия закономерностей восприятия, общения, отношения и понять причину возникновения этнопсихологических феноменов с учетом внутриэтнического или межэтнического характера общения индивидуальных и коллективных субъектов.
Субъектами внутриэтнического общения выступают отдельные индивиды, социальные группы и субэтносы как части этноса. Этнопсихологические особенности субъектов внутриэтнического общения проявляются в сходстве коммуникации, в похожести поведенческих паттернов реагирования в различных видах деятельности — игре, учебе и труде. Уровни внутриэтнического общения включают межличностное общение, характерное для двух или нескольких этнофоров, а межгрупповое внутриэтни- ческое общение — это общение групп, происходящее в рамках одной общности. Для социально-психологического исследования имеет значение не только общение конкретного индивида или малой группы со своей этнической общностью, но и отношения социальные, классовые, которые тоже имеют место внутри определенного этноса.
В настоящее время большее количество проводящихся этнопсихологических исследований направлено на изучение межличностных и ролевых отношений у разных народов в связи с влиянием возрастного, поколенного и гендерного факторов (в том числе роли маскулинности-феми — нинности), культурных традиций и порождаемых ими ожиданий, касающихся общения в семье, на работе, во время праздников и будней. Культурные традиции детерминируют и поведение этнофоров в конфликтах. Они обуславливают лидерство, стиль руководства, особенности реализации функций власти, доминирования в тех или иных сферах жизнедеятельности индивидов, специфику их отношений и обращений к пожилым людям и детям, влияют на отношения между соседями, определяют особенности ориентаций на материальные и духовные ценности и др. (Резников, 2006 и 2007).
Не менее важными с точки зрения этнопсихологии являются исследования особенностей общения и внутригрупповых отношений, которые существуют в рамках одного и того же этноса и определяются каналами коммуникации и способами построения отношения между субэтносами. Кроме того, общение происходит и между культурами, например, арабской и европейской, коллективистическими и индивидуалистическими, между культурами прошлого и настоящего. Отметим, что, несмотря на выделение в современной науке таких образований, как геокультуры и цивилизации, они как субъекты межэтнического взаимодействия и общения в этнопсихологии обычно не рассматриваются.
Особенности этногрупп и специфика их общения дают о себе знать в очень разных сферах человеческой жизнедеятельности, а трудности организации контактов и взаимодействия ведут к конфликтам и войнам.
Таким образом, для понимания феноменов и закономерностей межэтнического и внутриэтнического общения и взаимодействия необходимо учитывать уровни отношений, задаваемые участвующими в них субъектами.
Список литературы
Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследований социальной перцепции //Вопросы психологии. — 1977. — № 2. — С. 3-14.
Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: Айрис-пресс, 2007. — 560 с.
Резников Е. Н. Теоретические и методические проблемы этнической психологии. — Мн.: Изд. Центр БГУ, 2006. — 440 с.
Резников Е. Н. Психология этнического общения. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН» 2007. — 160 с.
Философский энциклопедический словарь /Редколл. С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичёв и др.; 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
Широкогоров С. М. Предисловие //Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. — XVIII. — Т. 1. — Шанхай: Изд-во Восточного ф-та Дальневосточного ун-та.1923. — С. 4-6.
Neumann R. Interpersonelle Wahrnehmung in internationalen Arbeitskollektiven — theoretische Probleme //Wissenschaftliche Zeitschrift der Wilhelm — Pieck — Universitat Rostock. Gesellschaftswissenschaftlich Reihe. — Heft 7. — 1986. — S. 73-74.
Е. Е. Петракова
Москва, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова