ТЕНДЕНЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГРАФФИТИ

A. I. Belkin

Samara, Volga region state socially-humanitarian academy Tendencies of formation of symbolical identity on an example graffiti

Given article is devoted definition and the analysis of a new identification phenomenon — symbolical identity on a material uninstitushional to graphic activity. The concept of identity, a condition of formation of identity of a new global information field are considered and the phenomenon of symbolical identity is described.

Данная статья посвящена определению и анализу нового идентифи­кационного феномена — символической идентичности на материале не­институциональной изобразительной деятельности. Проблематика иден­тичности остается одной из самых актуальных и традиционных психоло­гических тем, так как именно идентичность становится источником пси­хологического здоровья или нездоровья личности, ее самоощущения и успехов в деятельности.

Идентичность никогда не является или не являлась ранее универсаль­ной, она всегда привязана к определенной системе — этнической, соци­ально-групповой, личностно-психологической. Так, М. Фуко считает, что идентичность формируется дисциплинарной властью, которая появилась в результате нового крупномасштабного регулирования институтов по­зднего модерна. Техники дисциплинарной власти включают в себя такое применение власти и знания, которое продолжает индивидуализировать субъект, более интенсивно влияя на его тело (Фуко, 1993).

Идентичность в общем плане есть горизонт, в котором некоторая лич­ность существует и действует как целое: «идентичность — характеристика отношения индивида к себе самому, его «самопринадлежность», тогда как в другом контексте идентичность характеризует принадлежность индивида к некоторому коллективу» (Малахов,1998, с. 161).

Согласимся с точкой зрения ученого, так как идентичность как психо­логическое явление всегда подразумевает достижение целостности, ошу- щение самотождественности своего существования, которое может дос­тигаться через отождествление с различными персональными характе­ристиками или социальными и культурными феноменами.

В психологической науке под идентичностью часто понимается «чув­ство непрерывности своего бытия как сушрости, отличной от всех дру­гих» (Райкрофт, 1995 с.51). Наиболее авторитетная концепция идентич­ности принадлежит известному американскому психологу Э. Эриксону. По его мнению, идентичность можно определить скорее как «субъектив­ное вдохновенное ощущение тождества и целостности» (Эриксон, 1996, с. 28).

Идентичность, что особенно важно, является процессом, локализован­ным в ядре не только индивидуальной, но и общественной культуры.

Основным средством достижения идентичности ранее служило при­общение к традиционным ценностям. Однако в современном мире про­исходят процессы "технологической экспансии", влекущие за собой пе­реоценку ценностей и идеалов, принятых в традиционном обществе. На смену традиционализму приходит постсовременная эпоха, которая дик­тует новые векторы развития человечества. Отдельным направлением психологических исследований становится изучение особенностей кон­струирования психосоциальной идентичности человека, существующе­го в условиях информационного общества, тотальной знаковой инфор­мационной среды, создаваемой СМИ и Интернетом.

В настоящее время происходит процесс информатизации и текстуа — лизации жизненного пространства личности и общества. Традиционные идентичности сталкиваются с влиянием информационной культуры, что приводит к различным последствиям, прежде всего — к необходимости идентификации человека в информационном пространстве. Этот про­цесс может протекать двояко: как противопоставление себя характеру влияния информационной среды либо как принятие этого воздействия, что порождает попытки интегрироваться в информационную среду, до­стичь устойчивой личностной информационной идентификации, сфор­мировать символическую идентичность, кодирующую человека в новой тотальной знаковой информационной среде.

Одним из следствий такой идентификационной практики является воз­никновение среди молодежных групп и их представителей специфических барьеров общения, которые определяются не столько возрастными, половы­ми, культурными факторами, а индивидуальными характеристиками.

По нашему мнению, в настоящее время психосоциальная идентифи­кация упрощается и носит нестандартный характер. Особенностью но­вой идентификации является не противопоставление себя взрослой куль­туре с помощью антагонистических ей форм, что является характерным признаком криминальной субкультуры, а выбор новой плоскости проти­вопоставления, протеста, который не учитывается механизмами господ­ствующей культуры.

Кризисные условия обостряют стремление к групповой защите, со­лидарности, поиску стабильности, поддержанию самоуважения. Живя в нескольких социальных пространствах, более или менее близких к по­вседневной жизни, человек, прежде всего, идентифицируется с ближай­шим окружением.

В настоящее время возникают новые проблемы, важнейшей из кото­рых является обретение человеком собственной идентичности. В услови­ях возможности выбора большого числа идентичностей человек оказыва­ется в ситуации неопределенности, над ним нависает опасность потерять себя, ощущение своей самотождественности, личностной целостности. В социально-психологическом плане исследовательский акцент смеща­ется с макросоциального анализа на изучение микросоциальных явле­ний. Происходят процессы универсализации, стирания индивидуально­сти человека, национальности, этнических и профессиональных черт. Так, даже в рамках одной профессии предполагается выбор одной из альтер­нативных сфер деятельности. Возрастает неопределенность индивидуаль­ной и общественной жизни. Эти процессы приводят к тому, что человеку в постсовременную эпоху все сложнее обрести идентичность.

В условиях глобализации человек стремится сохранить свою индиви­дуальность, неповторимость своей личности, мироощущения, бытия. По­этому возникают новые формы человеческого самовыражения, а старые формы получают стремительное развитие. Граффити относятся к извес­тным с древности формам личностного и группового самовыражения, представляя собой сферу, открытую для проявлений человеческой инди­видуальности. Их распространение в постсовременном мире связано с возрастающими потребностями человека в преодолении отчуждения от себя, другого человека и мира, в обретении собственной идентичности.

Мы считаем, что в настоящее время можно говорить о появлении нового вида идентичности, связанного с экспансией влияния информационной культуры и глокальной ситуацией метанарративов в культуре — символи­ческой идентичности. Символическая идентичность — это идентичность, воз­никающая на основе идентификации человека с определенными элемен­тами информационной среды, отражающая стремление человека адапти­роваться в новых условиях существования, в условиях тотальной знаковой среды, имеющей виртуальный характер. Любая идентификация носит символический характер, однако только при символической идентифика­ции человек отождествляет себя не с реальными людьми, вычленяемыми референтными личностными чертами или социальными группами, а с информационной средой или ее отдельными компонентами, имеющими текстуальную знаково-символическую природу. Символическая идентич­ность представляет собой сформированное чувство самотождественности и интегрированности с информационной культурой.

По своему характеру символическая идентичность кардинально от­личается от традиционной персональной и психосоциальной идентич­ности, так как ее цель — одновременно зафиксировать интегрированность с виртуальной реальностью и подчеркнуть значимость различий, неопре­делимости существования с помощью традиционных культурных кате­горий и средств формирования идентичности. Сформированная симво­лическая идентичность позволяет почувствовать индивидууму свою ин­тегрированность и слияние с информационной культурой. В граффити в непосредственной форме осуществляется процесс конституирования символической идентичности, который реализуется в основном с помо­щью наиболее распространенной формы неинституциональных надпи­сей и рисунков — информационной подписи.

Список литературы

Малахов В. С. Идентичность / Малахов В. С. // Современная западная фи­лософия. — М.: ТОН-Остожье, 1998. — С. 160-161.

Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. / Ч. Райкрофт. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995. — 288 с.

Фуко М. Рождение клиники / Фуко М. — М.: Смысл, 1998. — 320 с.

Эриксон Э. Детство и общество. / Эриксон Э. — СПб.: Ленато, 1996. — 592 с.

В. А. Блажко

Кишинев, Институт Европейской интеграции и политических наук Академии наук Республики Молдова

Updated: 27.07.2013 — 22:01