За исключением особо отмеченных, все цитаты в этой главе взяты из интервью с Джеймсом Андерсоном, Марзаном Купером, Джессом Грожаном, Майклом Гротаусом, Ребеккой Кринке, Дональдом Латумахина и Фредом Штуцманом, проведенных летом и осенью 2011 года.
Программу Freedom можно скачать на веб-сайте Фреда Штуцмана по адресу: macfreedom. com, а программу WriteRoom – на www. hogbaysoftware. com/products/writeroom. О программе WriteRoom говорится в статье Virginia Heffernan «An Interface of One’s Own», New York Times (January 6, 2008).
Об опасностях систем автоматического пилотирования в последние годы говорили много, особенно после крушения рейса Air France 447. Причиной авиакатастр офы лайнера Airbus–330 – одной из самых конкурентоспособных моделей на современном рынке – стал отказ системы автоматического пилотирования, усугубленный последующей ошибкой второго пилота, не справившегося с управлением. И специалисты в области полетной безопасности, и сами пилоты утверждают, что в обычных обстоятельствах этим авиалайнером управлять легко, но при неполадках и чрезвычайных происшествиях справиться с ним очень трудно: как простой в обращении компьютер, экран которого «замерзает» при неполадках, сложность панелей управления Airbus не позволяет пилотам выработать умения и навыки для применения в чрезвычайных ситуациях. Крушение рейса AF–447 и действия пилота описаны в статье Jeff Wise, «What Really Happened Aboard Air France 447», Popular Mechanics (6 December 2011).
Об истории возникновения и развития многозадачности можно прочитать в работах Lyn Wadley, Tamaryn Hodgskiss, and Michael Grant, «Implications for complex cognition from the hafting of to ols with compound adhesives in the Middle Stone Age, South Africa», Proceedings of the National Academy of Sciences 106:24 (June 16, 2009), 9590—9594; Monica Smith, A Prehistory of Ordinary People (Phoenix: University of Arizona Press, 2010).
Исследования Клиффорда Нэсса в области навязчивого переключения заданий описаны в статье Eyal Ophira, Clifford Nass, and Anthony D. Wagner, «Cognitive control in media multitaskers», Proceedings of the National Academy of Sciences 106:37 (September 15, 2009), 15583–15587, а также в интервью Нэсса программе Frontline на телеканале PBS (December 1, 2009).
Также об опасностях многозадачности говорится в книге Николаса Карра The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains [4 — Николас Карр. Пустышка. Что Интернет делает с нашими мозгами. М.: BestBusinessBooks, 2012.] (New York: W. W. Norton, 2010).
Сравнение оперы с многозадачностью возникло из сравнительных исследований оперы и виртуальной реальности, впервые рассмотренных в работе Michael Heim, The Metaphysics of Virtual Reality (Oxford: Oxford University Press, 1993) и продолженных в сборнике Randall Packer and Ken Jordan, Multimedia: From Wagner to Virtual Reality (New York: Norton, 2001) и в монографии Matthew Wilson Smith, The Total Work of Art: From Bayreuth to Cyberspace (New York: Routledge, 2007).
Ряд авторов утверждает, что новые, интересные сопоставления стимулируют творчество, в частности, см. Sivano Ariety, Creativity: The Magic Synthesis (New York: Basic Books, 1976). Примеры неожиданных сопоставлений существуют во всех областях творческой деятельности: Кристофер Рен разработал проект собора Святого Павла, смешав архитектурные стили классицизма и барокко, Жорж де Местраль изобрел новый вид застежки, вдохновившись шипами репейника, знаменитый лос-анджелесский шеф-повар Рой Чой объединил корейское блюдо пулькоги с мексиканскими кукурузными лепешками-тортильями в корейские так о.
Творчество может развиваться и в ограниченных, но не в безнадежных обстоятельствах. К примеру, Макиавелли фактически находился под домашним арестом, жена маркиза де Сада украдкой проносила в Бастилию не только перья и бумагу, но и сексуальные игрушки, а Фернан Бродель был заключенным в лагере для военнопленных офицеров под Любеком, на севере Германии, где условия содержания выгодно отличались от остальных немецких лагерей. Заключенным, томящимся в тюрьмах строгого режима, повезло меньше – им не до творчества. Разумеется, всем известно, кто еще творил в заключении: Адольф Гитлер написал Mein Kampf, отбывая наказание в тюрьме Ландсберг в окрестностях Мюнхена.
Термин «дзен-софт» (Zenware) придумал Джеффри Макинтайр в статье Jeffrey MacIntyre, «The Tao of Screen: In search of the distraction-free desktop», Slate (January 24, 2008).
Джесс Грожан вспоминает, как в процессе создания программы для разработки сюжетных линий ем у пришло в голову создать полноэкранный текстовый редактор, превращающий компьютер в пишущую машинку. Грожан назвал воображаемую программу Blockwriter: в ее задачи входило отключить все остальные программы на компьютере. Функций «удалить» или «редактировать» не предусматривалось. Так, решая кроссворд чернильной ручкой, а не карандашом, приходится задумываться над каждым словом, а путей к отступлению не существует. Грожан узнал о существовании полноэкранного текстового редактора Ulysses, разработанного немецкими программиста
ми The Soulmen (название компании свидетельствует о чувстве юмора). «Программа WriteRoom – нечто среднее между Ulysses и Blockwriter, – вспоминает Грожан. – Она дает возможность работать в полноэкранном режиме, но без привязки к громоздкой системе Ulysses, и в то же время не ограничивает пользователя, что было основной идеей Blockwriter». Ранее существовавшие программы типа Ulysses соотносятся с WriteRoom, как дельта-блюз с Элвисом Пресли. Многие полноэкранные тексто вые редакторы прекрасно продуманы, хорошо сконструированы и пользуются заслуженным успехом, но программа WriteRoom гениальна.
В этой главе процитированы отзывы о «дзен-софте», взятые из статей Mike Gorman, «Ommwriter: Like Writing in a Zen Garden», Geek-Tank (17 September 2010); Donald Latumahina, «Creative Thinking Cool Tool: JDarkRoom», Life Optimizer (15 February 2007); J. Dane Tyler, «Software Review: DarkRoom v. JDarkRoom», Darcknyc (29 December 2007); Richard Norden, http://writemonkey. com/; Rob Pegoraro, «That Green Again», Washington Post (20 March 2008).
Труды Джеймса Андерсона включают в себя: Catherine Weir, Anderson, and Mervyn Jack, «On the Role of Metaphor and Language in Design of Third Party Payments in eBanking: Usability and Quality», International Journal of Human-Computer Studies 64:8 (2006), 770—784 и «If Knowledge Then God: The Epistemological Theistic Arguments of Plantinga and Van Til», Calvin Theological Journal 40:1 (2005), 49—75. Прежде Андерсон был научным работником в исследовательском центре коммуникационных интерфейсов, а сейчас преподает теологию и философию в Теологической семинарии в Шарлотте, штат Северная Каролина.
Фред Штуцман упоминает Freedom и концепцию «дзен-софта» в статье «Productivity in the Age of Social Media», in R. Trebor Scholz, ed., The Digital Media Pedagogy Reader (New York, NY: Institute for Distributed Creativity, Comment Press, 2011).
Место тейлоризма в истории американской технологии обсуждается в монографии Thomas Parke Hughes, American Genesis: A Century of Invention and Technological Enthusiasm, 1870—1970 (Chicago: University of Chicago, 1990).
Джордж Лакофф давно занимается изучением фрейминга, результаты его исследований изложены в труде Metaphors We Live By [5 — Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем. М.: ЛКИ, 2008.], написанном совместно с Марком Джонсоном (Chicago: University of Chi cago Press, 1980). Эта книга оказала большое влияние на дизайнеров корпорации Apple – Крис Эспиноза вспоминает, что видел книги Лакоффа на столах сотрудников компании в начале 1980-х годов. С недавних пор научный интерес Лакоффа сместился в сторону политики, см. его книги Thinking Points (New York: Farrar Strauss Giroux, 2005) и The Political Mind (New York: Viking, 2008).