Мыслительный тип. Интровертированное мышление, как и экстравертиро — ванное, находится под преобладающим влиянием идей, которые происходят, однако, не из объективно данного, а из субъективного основания. Этот тип, как и экстравертированный, следует собственным идеям, но в обратном направлении, не кнаружи, а внутрь. Он стремится к углублению, а не к расширению. Человеку этого типа присуща огромная практическая неприспособленность, хотя в отстаивании собственных идей он упрям, упорен и не поддается влиянию. Насколько ясна ему внутренняя структура собственных мыслей, настолько неясно ему, где и когда они найдут место в действительности. Часто его внешнее поведение неумело с целью избежать внимания, педантично заботливо и заметно беззаботно, полно детской наивности.
Мышление человека интровертированного типа позитивно и синтетично в смысле развития ндей, которые в возрастающей степени приближаются к вечной действительности первоначальных образов. Но если ослабляется их связь с объективным опытом, то они становятся мифологическими и для современного положения вещей ложными. Из фобий наиболее распространены страх перед различными "магическими" воздействиями, а также перед противоположным полом.
Эмоциональный тип. Распространен в основном среди женщин. Представительницы этого типа, как правило, молчаливы, замкнуты, недоступны, непонятны, часто скрываются за детской или банальной маской; обычно меланхолического темперамента. Так как они руководствуются преимущественно субъективно ориентированными эмоциями, то их истинные мотивы остаются в большей мере скрытыми, т. е. они развиваются "в глубину".
Развитие интровертированной эмоциональности происходит за счет подавления мыслительной функции, что может развиться в негативные черты: интриганство, подозрительность, комбинаторство, склонность к слухам и сплетням. Такое развитие ведет к нервному истощению и неврозам.
Сенсорный тип. Это иррациональный тип, так как из происходящего он делает выбор, не руководствуясь преимущественно разумным суждением, а основываясь на том, что именно происходит. В то время как экстравертированный сенсорный тип определяется интенсивностью воздействия объекта, интровер — тнрованный ориентируется на интенсивность вызванного объективным раздражением участия субъективного ощущения.
Бросается в глаза чуждая действительности субъективность людей этого тнпа, что угнетающе действует на окружающих. Представители этого типа часто становятся жертвой агрессивности и стремления к господству других. Такие люди обычно позволяют злоупотреблять собою, лишь изредка сопротивляясь и упорствуя. Обыкновенно такие индивидуумы довольствуются замкнутостью и банальностью действительности, которую они бессознательно трактуют архаически. В результате могут развиться неврозы навязчивости.
Интуитивный тип. Преобладающее развитие интровертированной интуиции создает своеобразный человеческий тип: с одной стороны, мистического мечтателя и ясновидца, а с другой — фантаста и художника. Этот тип чаще всего подавляет ощущение объекта. Этим отличается его бессознательное, которое становится в оппозицию полному подчинению внутреннему восприятию. В результате могут развиться неврозы навязчивости, симптомами которых являются отчасти ипохондрические явления, отчасти — гиперстезия органов чувств, отчасти — навязчивые связи с определенными лицами или другими объектами [11 ].
Проводя дальнейшие исследования, К. Юнг пришел к выводу, что рядом с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда имеется и ><ечее дифференцированная, второстепенная функция. Второстепенное значение такой функции состоит в том, что она в каждом конкретном случае не является единственной и абсолютно решающей как главная психическая функция, а принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная. При этом второстепенной может быть только такая функция, сущность которой не является противоположностью главной функции. Например, мышление как главная функция легко может соединяться с интуицией как вторичной функцией или так же хорошо с ощущением, но никогда — с чувствованием, поскольку его сущность противоположна мышлению. Из этих смешений происходят хорошо знакомые картины: например, практический интеллект, соединенный с ощущением; спекулятивный интеллект, проникнутый интуицией; художественная интуиция, связанная с эмоциональностью; философская интуиция, опирающаяся на интеллект.
Соответственно сознательному содержанию психических функций образуется также бессознательное группирование функций. Так, сознательному практическому интеллекту (сенсорно-мыслительная установка) соответствует бессознательная интуитивно-эмоциональная установка; при этом функция чувствования подвергается более сильному торможению, чем интуиция.
Кроме того, выделенные психические функции, или формы психической деятельности, К. Юнг подразделил на две группы: рациональные (мышление и эмоции) и иррациональные (ощущение и интуицию). "Почему именно эти четыре функции я признаю основными — я не могу привести оснований а priori, могу только сказать, что такое понимание сложилось у меня в течение многолетнего опыта, — писал К. Юнг. — Я различаю эти функции, потому что они не могут быть сведены одаа к другой. Принцип мышления, например, абсолютно отличен от принципа эмоций и т. д. Я принципиально отличаю эти четыре функции от фантазии, потому что фантазия кажется мне своеобразной формой деятельности, которая может проявляться во всех четырех основных функциях. Воля, как и внимание, кажется мне совершенно второстепенным психическим явлением" [11].
Таким образом, в психологической типологии К. Юнг использует три основные составляющие, или переменные: экстравертированность—ингроверти — рованность, сознательное—бессознательное и рационализм —иррационализм. Схематически классификация К. Юнга показана на рис. 8. Как видим, существует 16 психологических типов — 8 основных, из которых каждый бывает экстра вертированным или интровертированным.
Психологические типы (дифференциация основных психических функций)
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16
|
Интроверсия—экстра версия Рис. 8. Классификация психологических типов К. Юнга
Классификация психологических типов К. Юнга легла в основу соционики, представляющей собой современное развитие и углубление взглядов швейцарского ученого на природу типологии человека*.