Все зноние в конечном счете СВОДИТСЯ к логическому сочетонию донного содержоний опыта.
В. Вундт
Изучение человека с диалектических позиций исходит из того, что человек представляет собой единство биологического и социального, организма и личности во всей сложности их взаимоотношений, причем это взаимоотношения внутри единого. Интуитивное ощущение их единства побуждало человеческую
Любознательность искать телесные приметы, которые отражали бы душевные качества их обладателей [8]. Физиогномика, френология, хиромантия, астрология, графология — древние науки, которые по внешним признакам различных частей тела, выразительным движениям и другим особенностям поведения человека пытались выявить его внутреннюю психическую сущность.
Физиогномика разрабатывала систему соответствия между чертами лица человека и основными свойствами его характера, способностями и талантами. Первый дошедший до наших дней физиогномический трактат приписывался Аристотелю, хотя, по свидетельствам некоторых историков, еще раньше физиогномикой занимался Пифагор, которого и считают ее родоначальником [8]. Много эмпирического материала по физиогномике содержится в "Наставлениях оратору" Квин — тилиана (I в.), а римский врач Гален (II в.) расценивал физиогномические знания & как "возможные и полезные". Швейцарец И. Лафатер — автор книги "Физиогномические моменты…" (1775-1778) — остался в истории науки как наблюдательный и тонкий психолог. Его последователем был австрийский врач Ф. Галль, создатель френологии — учения о связи психических особенностей человека с наружной формой его черепа. Физиогномика и результаты изучения различных выразительных движений нашли отражение в работах П. Кампера о лицевом угле, Ч. Белля "Анатомия и философия выражения" (1806), Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных" (1872), Н. Белова "Физиология типов" (1924), В. Бехтерева "Объективная психология" (1910). Последний утверждал, что "психология не должна ограничиваться изучением явлений сознания, но должна изучать и бессознательные психические явления и вместе с тем она должна изучать также внешние проявления в деятельности организма, поскольку они являются выражением его психической жизни" [3].
В глубине тысячелетий теряются истоки хиромантии — учения о связи строения кистей рук, формы пальцев, выпуклостей и впадин, линий и бороздок на ладони с внутренней сущностью человека, его прошлым и будущим. Хиромантию знали в Древнем Китае и Индии задолго до нашей эры, не были ей чужды античные Греция и Рим. Историки того времени свидетельствуют, что в нее верили Пифагор и Гален, Сулла и Цезарь [8]. Не менее древнюю историю имеют астрология, разработавшая планетарную и зодиакальную типологии человека, и графология, искавшая закономерные связи между почерком и характером индивида.
В истории европейского языкознания известен еще с античных времен интерес к жесту, когда проблема происхождения языка выдвинула теорию первоначального возникновения жестового языка, на основе которого развился звуковой язык. В настоящее время изучение жестового языка активизировалось благодаря исследованиям семиотики, социолингвистики и теории коммуникации [1]. Жест и мимика тесно связаны со словом. Известный режиссер К. Станиславский постоянно напоминал актерам: "При словесном общении говорите не столько уху, сколько глазу", обращая внимание на роль жеста в общении. "Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Движения должны отвечать диалогу и смыслу слов", — писал Цицерон.
Физиогномика, понимаемая в широком смысле и столь необходимая психологу, юристу, педагогу, врачу, художнику и всякому образованному человеку, была почти всеми оставлена в первой половине XIX в. По мнению И. Си — корского, это произошло по трем причинам:
• незнание антропологии лишало возможности правильно оценивать многие физиогномические признаки;
• незнание анатомических основ мимики вносило неясность во многие толкования;
• психология была крайне недостаточно разработана.
Таким образом, как телесные, так и психические признаки были лишены той определенности, которая требуется в научных работах.
Созданию новой физиогномики способствовали работы Дюшена, Ж. М. Шар — ко, Ч. Дарвина, Педерита, появление которых стало возможным в связи с развитием антропологии, успехами психологии, а также применением художественных произведений для научных и физиогномических целей. Так, Дюшену принадлежит заслуга всестороннего изучения мимики (физиогномика лица); движения рук (жесты) художественно изображены и психологически интерпретированы итальянскими художниками и их последователями; физиогномика тела (позы) прояснена классическими скульптурами; наконец, изображение положения и движения глаз (физиогномика глаз) является основной темой многих художников [17]. Еще в конце XVIII в. английский художник У. Хогарт в трактате "Анализ красоты" утверждал, что всякое "движение есть род языка, который, быть может, со временем будет изучаться с помощью чего — либо вроде грамматических правил" [8].
Значительное внимание физиогномике уделял А. Шопенгауэр. Одну из наиболее интересных и важных своих работ он назвал так: "О видимой преднамеренности в судьбе отдельного лица". Он считал, что каждое человеческое лицо — это некий иероглиф, который "без сомнения, можно дешифровать и ключ к которому мы даже имеем в себе наготове". Под "ключом" А. Шопенгауэр понимал человеческую наблюдательность и интуицию. "Точно так же в обыденной жизни, — писал немецкий философ, — каждый подвергает другого, с кем он имеет дело, физиогномическому испытанию и потихоньку старается составить себе предварительное понятие о его моральной и интеллектуальной сущности — по чертам его лица. Всего этого не могло бы быть, если бы, как воображают некоторые глупцы, внешний облик человека ничего не означал и душа представляла собою одно, а тело — другое, относясь к первой так же, как к нему самому относится его сюртук".
Таким образом, визуальная психодиагностика, как и любое научно-практическое направление, возникла и развивалась не на "пустом месте". Ее истоками являются прошедшие серьезную проверку временем древние учения о человеке. Как сказал Р. Роллан, "взамен наших лабораторий, древние имели столетия терпения и свою гениальную интуицию", что, безусловно, не может не учитывать современная наука, проявляющая сегодня все больший интерес к познанию "языка тела". В последнее время вышло несколько крупных работ специалистов в области невербальной коммуникации, среди которых широко известные книги Д. Ньюренберга, Г. Калеро, А. Штангля, А. Пиза.
Таким образом, историческими корнями и практической основой современной визуальной психодиагностики — одной из отраслей прикладной психологии — являются различные древние учения о человеке, которые нашли отражение в художественных произведениях и шедеврах искусства, а также подтверждение в научных исследованиях.