Предлагаемая типология личности, на наш взгляд, наиболее верно может быть объяснена с позиций культурно-исторического подхода. Известно, например, что у первобытных народов племенное общество делилось на "возрастные классы". Иногда таких групп было очень много, но в большинстве случаев преобладало деление на три основных возрастных класса, соответствующих главным социальным функциям [4]: юноши-воины; зрелые мужи, производители материальных благ; старики, основным занятием которых было отправление культа. В развитом первобытном обществе каждый мужчина последовательно проходил все три ступени, повышая тем самым свой социальный статус. Но с течением времени внутри племен началась специализация отдельных групп населения на одном из трех основных занятий (вспомним варны и касты в Индии): некоторые роды стали "поставлять" прежде всего жрецов (их члены независимо от возраста считались стариками и символом этих родов была седина — белый цвет); другие роды, а иногда и племена, специализировались на войне (члены этой группы считались вечными юношами); основная же масса населения вступала в войну только в исключительных случаях, зато кормила две другие группы (в глазах общества эти производители материальных благ представлялись вечнозрелыми мужами) [4]. Так из возрастных классов постепенно возникли варны. Эта особая форма социального строя, как считают историки, установилась в переходный период между первобытным и классовым обществом и могла способствовать процессу специализации психических функций
Тоблицо 19
Классификация основных типов личности
|
Окончание табл. 19
|
Человека в зависимости от выполняемой им социальной роли. Иными словами, главная закономерность филогенеза психики могла состоять в интериоризации человеком из поколения в поколение структуры его внешней, социальной деятельности (Л. Выготский). В свете такого предположения становится объяснимой трехкомпонентная основа многих психологических классификаций, а также выраженность у одних индивидов эмоционально-образного компонента психики, у других — преобразующе-практического, у третьих — информативно-мыслительного. Например, для жреца ведущей являлась когнитивная функция — прием, отбор, накопление и передача другим необходимой информации (знания), для войта и государственного чиновника — регулятивная, волевая, преобразующая функция, для земледельца, ремесленника, купца — материальный (сенсорный и инстинктивный) и чувственный (эмоционально-оценочный и коммуникативный) компоненты. Наряду с кастами жрецов, воинов и производителей существовала четвертая — "неприкасаемые", изгои, отверженные.
Предположение об исторически ранней специализации психических функций человека, обусловленной различными социальными ролями, нуждается, безусловно, в глубоких исследованиях на стыке многих наук (археологии, этнографии, истории, социологии, психологии и др.), что позволит объяснить с эволюционной точки зрения такой социокультурный феномен, как "тип личности".
Вместе с тем уже сегодня можно говорить о специализации различных психических функций, обусловленной общественным разделением труда или, наоборот, способствующей его разделению. Так, первоначальное разделение труда имеет предпосылкой разделение между мужчинами, занятыми охотой, рыболовством, защитой от внешних врагов, и женщинами, занятыми собиранием растений, приготовлением пищи, заботящимися о подрастающем поколении (формирование различных видов направленности и способностей). Это также разделение труда между возрастными группами (дифференциация процессуально-психических свойств). Это дальнейшее разделение на умственный и физический труд, сосуществование которых неизбежно приводит к постоянному взаимообмену между людьми (взаимосвязь познавательной, эмоционально-коммуникативной и практической деятельности). "Тысячелетний опыт человечества, — писал А. Лазурс — кий, — выработал известные типичные формы деятельности, которые, с одной стороны, соответствуют важнейшим категориям окружающей нас действительности (природа и ее обработка… люди и их взаимные отношения, различные области духовного творчества — наука, искусство, религия и т. д.), а с другой — требуют напряженного, интенсивного действия той или иной группы основных психических функций: рассудочно-волевой деятельности, спокойного логического мышления, аффективно окрашенного творческого воображения и т. п. Внимательное изучение важнейших профессий и их влияния на человеческую психику позволяет сделать вывод о том, что основные профессиональные типы, вырабатывающиеся исподволь, в течение веков, даже тысячелетий, представляют собой не случайные кратковременные приспособления к потребностям того или иного исторического момента, а скорее, биологические типы, вытекающие из основных потребностей человеческого существования и основных же категорий внешнего мира, служащих их удовлетворению" [11].
При этом А. Лазурский справедливо отмечает, что благодаря многократному, а то и многовековому повторению в определенных профессиональных проявлениях укрепляются черты, которые наиболее присущи конкретному типу и которые заставили его остановиться именно на этой профессии, в то время как все остальное отходит на задний план, становится малозаметным, иногда даже атрофируется. Это замечание может стать иллюстрацией к предположению ;Ъ появлении "отверженных" каст: отпавшая общественная потребность в какой-либо психической функции формирует социальную группу людей с "невостребованными" способностями. В этой связи кроме выделенных нами трех основных типов личности возможно также наличие еще одного — четвертого типа, не имеющего, однако, четких классификационных признаков и, возможно, исчезающего из человеческой популяции.
В связи с изложенным интерес представляет также вопрос о преобладании определенных компонентов психики, основных потенциально-психических и процессуальных свойств у различных представителей человечества. К. Юнг, например, обозначил западный мир как экстравертированный, восточный — интроверта ро — ванный, и дальнейшее развитие цивилизации он представлял как процесс взаимопроникновения экстравертной и интровертной культур. Эти мысли подтверждаются происходящими в настоящее время процессами: западный мир все больше перенимает из того, что выработано восточной культурой, а Восток учится у Запада деловой сметке и расчетливости. Если утверждение К. Юнга верно, то логично предположить наличие у каждой из рас, населяющих Землю, какой-либо одной преобладающей психической функции или группы свойств (конечно, условно).
Большинство исследователей склоняются к выводу о существовании трех ныне живущих рас: желтой (монголоидной), белой (европеоидной) и черной (негроидной). Исторически старшая из них, вероятнее всего, черная, а наиболее молодая — белая. Некоторые ученые выделяют в качестве самостоятельных еще коричневую и красную расы, первая из которых предположительно является наиболее древней на Земле (австралийцы). Если исходить из рассмотренной нами классификации основных психических свойств и соответствующих им типов, то можно предположить, что ведущей, преобладающей функцией желтой расы является волевая, белой — мыслительная, черной — эмоциональная, чувственная. Если провести аналогию с появлением "возрастных" классов, ступеней у первобытного общества (юноши-воины, мужчины-производители, старцы-мыслители) и поэтапным, последовательным их прохождением каждой расой, то уместно предположить, что белая раса находится в современный период на стадии перехода в старшую "возрастную категорию", уступая место идущей вслед за ней следующей расе ("закат Европы", по О. Шпенглеру).
Наше предположение состоит в том, что каждая раса представляет собой соответствующий тип, отличающийся от других специфичностью ведущей функции развития (по нашей классификации — познавательной, эмоционально-ком — му никати вной или регулятивной). Эти ведущие функции, в свою очередь, преломляются через соответствующие врожденные национальные основы (темпераменты), что и дает в результате многообразие народов.
По нашему мнению, "чистых" национальных типов, как и психологических, должно быть 144. Так, два начала (мужское и женское, активное и пассивное, экстравертированное и интровертированное — например, западное и восточное полушария), преломляясь через три главные человеческие функции-способности (три основные расы человечества) и через рациональное —иррациональное (северное и южное полушария), дают 12 базальных, или первичных, типов (пример — астрологическая классификация). Каждый из 12 базальных типов может иметь один из четырех темпераментов (основ), что в результате приводит к образованию новых 48 типов народов, которые, по-разному используя три основные процессуально-психологические свойства (познавательные, эмоциональные и волевые), дают 144 различных национальных типа.
Трехуровневая классификация индивидуально-психологических и национально-расовых типов (12 = 48 = 144) отражает, по нашему мнению, основные уровни развития социопсихологической организации человека и общества (инстинкты -> первая сигнальная система -> вторая сигнальная система): от низшего, наиболее древнего, способа отражения действительности до современного высшего; от неосознаваемых форм поведения через полуосознаваемые чувства к осознанному познанию (или, по классификации А. Лазурского, — от недостаточно приспособленных через приспособившихся к приспособляющим. То же и по астрологической классификации: от тождества через противоречие к разрешению противоречий).
При этом базальними характеристиками типов всегда являются четыре биологически обусловленные основы (или темперамента в обычном понимании этого слова) и три ведущие психические сферы (по нашей классификации процессуально-психические свойства), определяющие основные направления социализации — познание, общение и деятельность.
В целом классификацию современного человечества в наиболее общем виде можно представить следующим образом: человечество как единое царство делится на два огромных подцарства — мужское и женское, а также активное и пассивное (например, экстравертированный Запад и интровертированный Восток), рациональное и иррациональное. Расы представляют собой три основных человеческих типа (негроидный, европеоидный и монголоидный), а основное население обитаемых материков — различные семьи народов (например, индоевропейцы, австралийцы, индейцы). Семьи включают в себя различные группы народов (например, славяне), которые делятся на национальные ветви (например, южные, западные и восточные славяне), которые, в свою очередь, подразделяются на нации (например, русские, белорусы и украинцы), а последние — на национальные виды, или подтипы (например, западные и восточные украинцы).
Действительно, как утверждали древние, Одно порождает Два, Два порождает Три, а Три — все остальное.