Принцип дихотомии

Сердце имеет доводы, которых не зиает розум.

Паскаль

В основе рассмотренных ранее психологических классификаций четко про­слеживается принцип дихотомии, или противопоставления одного крайнего явления другому. В астрологической типологии — это противопоставление пассивного начала активному, женского — мужскому; в функциональных классификациях (К. Юнг, К. Леонгард) — интровертированного типа экстра- вертированному, эмоционально устойчивого — нейротичному (Г. Айзенк); в конституциональных типах — циклотимического шизотимическому (Э. Креч­мер), висцеротонического — церебротоническому (У. Шелдон); в нейрофи­зиологических теориях (И. Павлов) — слабого типа сильному, художествен­ного — мыслительному и т. д.

И. Павлов, как отмечалось, основой различий между двумя противополож­ными типами считал особенности деятельности больших полушарий мозга человека. Основываясь на этой гипотезе, Г. Айзенк постулирует, что экстравер — тированное поведение определяется возникновением сильных тормозных потенциалов и слабых потенциалов возбуждения, в то время как поведение ин­тровертов есть результат слабости тормозных потенциалов и силы потенциа­лов возбуждения (термин "торможение" здесь означает корковое торможение, ассоциирующееся с отсутствием торможения на уровне поведения) [29]. К. Ле­онгард считал, что при экстравертированности в мыслях и поведении чело­века преобладают восприятия, а при интровертированности — представления [12]. Э. Кречмер констатировал, что у циклотимиков индивидуальный ритм медленнее, чем у шизотимиков, их рабочая активность имеет менее регулярный характер, внимание более рассеянно и имеет более широкое поле; в тестах на

Цвет форму они предпочитают цвету, а их диссоциативная способность в слож­ных задачах низка. У Э. Кречмера эта диссоциативная способность является центральной: ею объясняется большинство умственных различий между рас­сматриваемыми типами [29]. Таким образом, как отмечал В. Небылицин, уже при настоящем уровне наших знаний об организации мозговой деятельности следует, видимо, согласиться с тем, что отдельные комплексы мозговых струк­тур, как правило, организованные по вертикальному принципу (Б. Ананьев), играют каждый особую роль в определении характеристик психики и поведе­ния и что именно свойствами (и комбинациями свойств) морфо-функцио — нальных мозговых систем определяются индивидуальные особенности этих характеристик [14].

Иными словами, большинство авторов склоняются к мнению, что основой различий между двумя крайними психологическими типами являются особен­ности деятельности центральной нервной системы, в частности больших по­лушарий головного мозга и силы —слабости нервных процессов, а также раз­ная степень представительства эмоциональных, поведенческих и мыслительных компонентов психики.

Действительно, художественному типу свойственна яркость образов, возни­кающих в результате непосредственного воздействия, живого впечатления, эмоций (доминируют ощущения, восприятия, чувства, а также подкорковая деятельность мозга), а для мыслительного типа характерны абстракции, логи­ческие построения, теоретизирование (доминируют представления и понятия, а также корковая деятельность)*. Среднему же типу свойственно равное развитие обоих полушарий (первой и второй сигнальных систем), а также одинаковое соотношение коры и подкорки (сознания и бессознательного), что обеспечи­вает равномерное развитие различных психических процессов (мыслительных, эмоциональных и волевых).

Понятия экстраверсии — интроверсии (от лат. extra — вне, intro — внутрь. versere — направлять, обращать), введенные К. Юнгом для обозначения двух противоположных типов личности, также характеризуют индивидуально-психо­логические различия человека, крайние полюсы которых соответствуют преиму­щественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира. Экстравертированный тип характе­ризуется обращенностью личности к окружающему миру, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в известном смысле ведет к отчужденности субъекта от себя самого, приниже-

Отнесение человеко к художественному типу не озночоет слобость интеллектуольной дея­тельности, недостаток умо. Речь идет лишь о некотором преобладании образных компонен­тов психики нод мыслительными. Представители художественного типо имеют интеллект, при прочих ровных условиях, не менее развитый, чем люди, принадлежащие к двум другим типом, хотя и отличаются некоторыми специфическими особенностями [17].

Нию личностной значимости явлений его субъективного мира. Интровертиро — ванный же тип характеризуется фиксацией интересов на явлениях собственно­го внутреннего мира, которым он придает высшую цель [31].

Экстравертам свойственны смелость, стремление подчинить себе жизненные ситуации, высокая активность в межличностных отношениях, коммуникабельность. У них, как правило, отсутствует чувство стеснения даже в непривычной^новой обстановке, неожиданные события и явления лишь разжигают в них желание активно воздействовать на препятствия. Интроверт же осторожен, стеснителен; прежде чем перейти к активным формам деятельности, подолгу обдумывает каж­дый предстоящий шаг, заботится о последствиях своих действий, иногда отказы­вается от них, опасаясь возможных осложнений. Не проявляя активности, он может показаться несколько заторможенным, его способности обычно недооце­нивают окружающие, так как они активно не проявляются. Для него характерно стремление как можно глубже разобраться в проблеме, всесторонне обдумать ее. Контакты с другими у него более ограничены, но и более глубоки. В хорошо знакомой обстановке, в общении с друзьями интровертивные особенности про­являются в значительно меньшей степени [16].

Несмотря на разнообразие формулировок экстраверсии —интроверсии, "мы постоянно видим, — отмечал К. Юнг, — один и тот же общий принцип в ос­новном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса на­правлено на объект, а в другом оно отвращается от объекта и направляется на субъект и на его собственные психологические процессы. В самых общих чер­тах можно сказать, что интровертированной точкой зрения есть та, которая всегда и при всех обстоятельствах стремится ставить "Я" и субъективный психологический процесс над объектом (уровень ценности объекта всегда будет ниже уровня ценности субъекта), а экстравертированная точка зрения, напротив, подчиняет субъект объекту, причем на долю объекта приходится наи­высшая ценность" [31]. 1

По мнению К. Юнга, оба механизма всегда свойственны каждому человеку, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма. Отсюда никогда не может быть чистого типа, поскольку типическая установ­ка — это не что иное, как относительное преобладание одного из механизмов. При этом разделение психологических индивидуумов на две противополож­ные группы носит общий характер, что позволяет лишь поверхностно разгра­ничить их.

Наиболее интенсивно проблемы экстраверсии—интроверсии разрабатыва­лись в факторных теориях личности (Р. Кэттелл, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк и др.). В самой популярной из них — концепции Г. Айзенка — параметр экст­раверсии— интроверсии образуют с параметром нейротизма (эмоционально-во — левая устойчивость—неустойчивость) два главных измерения личности, опре­деляющие содержание всех ее свойств. Г. Айзенк установил также зависимость этих параметров от свойств нервной системы.

1

 

S \

Х Сферо \ ж эмоций \

В \

А. \

 

/ Сферо

 

[ Интроверсия 4—

Экстраверсия

Ж J

 

 

\ Сферо

G Сферо І

 

\ интуиции

О сенсорики /

Ї / *

 

( Меланхолик

Холерик \

\ Флегматик

Сангвиник /

Нейротизм

Экстро-

Версия

Эмоционольноя стабильность

Рис. 12. "Круги": о — Г. Айзенка; б — К. Юнга

В отечественной психологин проявлення экстраверснн—интроверсии рас­сматривались в основном как свойства темперамента, т. е. как динамические (а ж содержательные) характеристики психических процессов (В. Мерлнн н др.), служащие предпосылкой развития специфически личностных качеств, однако, как отмечает В. Русалов, очевидно, что исходное понимание К. Юнгом экстра — версии н ннтроверснн как разных типов личностной ориентации вряд лн может быть отождествлено с темпераментом как наиболее общей формально — дннамнческой чертой поведения человека [22].

Р. Кэттелл, исследуя характерные черты личности, обнаружил фактор, кото­рый он обозначил термином "циклотимия" в противоположность "шизотимии" и которым в наибольшей степени насыщены следующие поверхностные чер-

Г. Айзенк существенно изменил представления К. Юнга об экстраверсии и интроверсии. Предметно-содержательную направленность личности на предме­ты и события внешнего или внутреннего мира у К. Юнга Г. Айзенк заменил на направленность активности личности на внешний или внутренний мир че­ловека. В основе экстраверсии, по мнению Г. Айзенка, лежит слабое возбужде­ние ретикулярной формации и сильное тормозное влияние со стороны коры. В этой связи экстравертам для достижения оптимальной активации необхо­дима стимуляция из внешней среды, что и является главной причиной их на­правленности на внешний мир. И наоборот, в основе интроверсии лежат высо­кий уровень активации ретикулярной формации и низкий уровень корковых влияний. Отсюда, согласно Г. Айзенку, интровертам не требуется стимуляция извне (рис. 12) [29].

Ты характера человека [29]: добродушие, покладистость — обструкционизм, сварливость; адаптируемость — негибкость, ригидность; теплота, внимание к людям — холодность, безразличие; чистосердечие — молчаливость, скрытность, тревожность; эмоциональность, экспрессивность — сдержанность, доверчивость; легковерие — подозрительность н т. д.

Циклотимики, по Р. Кэттеллу, отличаются адаптируемостью, теплотой, эмо­циональностью, экспрессивностью, а шизотимики — ригидностью, холодностью, скрытностью, сдержанностью.

Э. Кречмер более подробно описал шизотимический и цнклотимический типы личности, крайними патологиями которых являются шизофреники и люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. При этом он устано­вил, что существуют физиологические конституции, предрасположенные к опи­санным типам темперамента. Например, астеническому типу конституции, ха­рактеризующемуся длинной н узкой грудной клеткой, длинными конечностями, удлиненным лицом, слабой мускулатурой, соответствует шнзотнмный темпера­мент — от чрезмерной ранимости, аффективностн н раздражительности до бесчувственной холодности н тупого равнодушия [9]. Другому основному кон­ституциональному типу — пикническому, характеризующемуся широкой гру­дью, коренастой фигурой, круглой головой, выступающим животом, отвечает цнклотнмный темперамент — от постоянно повышенного веселого настроения у маниакальных субъектов до постоянно мрачного состояния духа у депрес­сивных. Таким образом, астеникам присущи замкнутость, уход во внутренний мнр, контрасты между судорожной порывистостью н скованностью действий, а пикникам — соответствие реакций стимулам, открытость, умение слиться с окружающей средой, естественность, мягкость и плавность движений.

Updated: 31.08.2012 — 13:55