Из описаний П. Флоренского различных имен следует, что у имени есть внешность, ум, страсти, волевые качества, индивидуальные отношения к окружающему миру, определенный жизненный стиль. По сути, философ создает психографию имени и убедительно доказывает, что имя, как и другие социокультурные факторы, обусловливает жизненный путь человека, его психологический портрет [3].
В определенное время, как отмечают социологи, в обществе заметно возрастает процентное соотношение какого-либо имени, иными словами, то или иное
Имя становится модным. "Каков бы ни был механизм этого возрастания, — пишет П. Флоренский, — самый факт его несомненно указывает на насыщенность данного имени, по крайней мере на данное время, значительным по признанию общества этого времени содержанием. С таким именем распространяется в обществе и комплекс известных представлений и эмоций". Человек, называя свою дочь или своего сына определенным именем, как правило, убежден в том, что оно принесет ребенку особые возможности, качества, чувства именно в данную эпоху [3].
В настоящее время выбор имени в меньшей степени зависит от социально-нормированных способов его присвоения. В основе выбора образца поведения лежит личное отношение к носителю того или иного имени. И несмотря на то что христианские традиции присвоения имени стали забываться, осталась ндея: ориентироваться в ситуации выбора имени на "жития" конкретных людей. Современный человек может и не фиксировать свое внимание на имени как специфической социальной памяти, социальной установке. Однако очевидно, что он ждет, пусть не всегда осознанно, появления у другого черт, которые были присущи носителю того или иного имени. Он поощряет в соответствии с образцом одни действия и поступки и запрещает другие, формируя тем самым личность.
Выяснению содержания психологических образов имени, которые сложились у современного человека, посвящено исследование психолога В. Лабунской [3]. В нем приняли участие различные группы населения в возрасте от 18 до 35 лет. Участнику исследования предлагалось: "Представьте себе такую ситуацию. Вы получили записку от приятеля, в которой он вам пишет: "Я хотел бы, чтобы ты завтра познакомился с… (называется имя)". Вы не знаете этого человека, никогда не видели его, не имеете представления о том, как к нему относится ваш друг. Составьте психологический портрет этого человека, зная лишь его имя". Следует сказать, что выполнение задания не вызывало у участников исследования каких-либо трудностей, несмотря на то что большинство из них никогда ранее сознательно не занимались конструированием психологического образа человека на основе его имени. Этот факт еще раз подтверждает, чт» в обыденном сознании имя человека ассоциируется с определенными психологическими особенностями его носителя, что оно является знаком, символом, способом объективизации психологического мира личности.
Участникам исследования предлагались имена из частотного словаря имен — мужские — АЛЕКСАНДР, АЛЕКСЕЙ, ВЛАДИМИР, ДМИТРИЙ, МИХАИЛ СЕРГЕЙ; женские — АННА, ЕЛЕНА, ОЛЬГА, ЕКАТЕРИНА, НАТАЛЬЯ, ВЕРА Психологические портреты перечисленных имен анализировались в нескольких направлениях: внешность, экспрессия, черты характера носителя определенного имени, его отношение к себе и людям, особенности интеллектуально — волевой сферы, виды эмоционального реагирования, оценочные суждения.
В результате обработки полученных данных оказалось, что почти каждое имя имеет несколько психологических портретов. Так, большинство участников исследования имени Алексей приписывали следующие черты: "мягкий, добрый, правильный, приятный (оценка внешности)". Разновидности психологического образа имени Алексей таковы: "веселый, жизнерадостный, открытый" и "тихий, чувствительный, неудачник, покладистый, неуверенный". Оказывается, что человек с именем Алексей может быть и сильным, и слабым, и общительным, и замкнутым.
Имя Александр в силу того, что многие участники исследования "лепили" его психологический образ исходя из деяний великих людей, носивших это имя, наделялось одними и теми же чертами: "умный, самолюбивый, волевой, целеустремленный, агрессивный, сильный, величественный, высокий, стройный, светлый (оценка внешности)". В соответствии с тем же обстоятельством были едины участники исследования в психологической трактовке имени Владимир: "властный, умный, хитрый» общительный, твердый, спокойный, себялюбивый, сильный, хвастливый; внушительный, темный (оценка внешности)".
Психологический образ имени Дмитрий содержит противоречивые черты, говорящие о некоторой двойственности натуры: "внутренне угрюм — внешне весел", "неординарный — посредственный"; "спокойный — агрессивный"; "несерьезный и в то же время может быть практичным и глубоко проникать в смысл жизни". Дмитрий "любим и уважаем, привлекает внимание" и вместе с тем "отталкивает, вызывает чувство недоверия".
По мнению участников исследования, человек с именем Сергей должен быть "самостоятельным, гордым, практичным, гибким, рациональным, эмоциональным, легко ранимым, противоречивым, общительным, веселым, любить удовольствия, иметь привлекательную внешность".
Многие участники исследования признавались, что когда они слышат имя Михаил, перед ними возникает образ медведя. Видимо, такого рода ассоциации повлияли на психологическое содержание образа имени Михаил: "толстый, неуклюжий, здоровый, темный (коричневый), консерватор, работящий, целенаправленный, добрый, спокойный, простой".
Психологические портреты женских имен, как правило, включают подробное описание внешности (лицо, цвет глаз, волос и т. д.). Анна — "красивая, внушительная, темноволосая, с небольшими глазами". Она "женственная, добрая, таинственная". Другой "портрет" Анны — "взбалмошная, увлекающаяся, легкомысленная, энергичная, не придерживающаяся каких-либо норм". Третий "портрет" Анны — "властная, независимая, неприступная, холодная, жестокая, серьезная, гордая". В этих психологических портретах имени Анна представлены достаточно распространенные типы женской натуры.
Имя Екатерина. Женщина с таким именем, по мнению большинства участников исследования, должна быть "привлекательной, высокой, дородной", иметь "крупные черты лица". Она "царственная и величавая (вндимо, по аналогии с царствовавшими особами), властная, сильная, целеустремленная, жестокая, суровая". Противоположный по психологическому содержанию "портрет" Екатерины имеет следующие черты: "маленькая, простая, хозяйственная, теплая, серая, посредственная".
У имени Ольга также несколько психологических портретов. Первый, самый распространенный: "светлая, стройная, высокая, привлекательная, здоровая". Она "рассудительная и умная, стремится к семейному счастью, комфорту, загадочная, несамокритичная, чувствительная и эмоциональная". Противоположный первому такой "портрет": "властная, волевая, угрожающая, с элементами мужского стиля поведения". Между этими двумя "портретами" располагается третий: "скромная, кроткая, простая, бесцельная". Три психологических портрета имени Ольга — три типа женщин, отличающихся способом реагирования на внешний мир, своей "Я"-концепцией.
Имени Елена, как и следовало ожидать, приписываются следующие качества: "красивая, яркая, броская, женственная, сексуальная". Елена "изменчивая, противоречивая", имеет "высокое самомнение", "себялюбива и эгоистична". Женщина, носящая имя Елена, должна быть также "увлекающейся, общительной, отзывчивой и чувственной". Короче говоря, соответствовать сложившемуся идеалу женственности.
Женщина по имени Наталья, по мнению участников исследования, обладает "практичностью". Она "энергичная, умеет ставить цели и добивается их, как правило, находит свое счастье". "Другая" Наталья "добрая, мягкая, нежная, приятная, плавная, нравится мужчинам"; "третья" Наталья "вспыльчивая, ей трудно общаться", она "несчастная, ущербная, глупая". И опять три психологических портрета, в которых представлены три типа поведения, отношения, общения с окружающим миром.
Имя Вера несмотря на очевидное социокультурное значение также имеет три психологических портрета. Вера "легкая, светлая, целенаправленная, последовательная, сдержанная, терпеливая, надежная, трудолюбивая". "Другая" Вера "полная, теплая, круглая, домашняя, простая, неглупая и практичная", "третья" — "холодная, худая, гордая, твердая, интеллигентная, умная".
Таким образом, имя человека наделяется достаточно отрефлексированными психологическими чертами. Если их обобщить и представить в виде двухполюсной шкалы (со знаками "+" и "-"), то как мужские, так и женские имена в соответствии с их психологическими портретами в равной степени могут быть отнесены и к одному, и к другому полюсу. Каждое имя имеет "портрет" со знаком "+" (добрый, умный, уравновешенный, целеустремленный, общительный и т. д.) и противоположный со знаком "-" (злой, глупый, вспыльчивый, бесцельный, замкнутый). Каждая из названных черт символизирует либо нравственное начало человека (добрый — злой), либо его интеллектуальный потенциал (умный — глупый), либо указывает на его эмоциональную стабильность—нестабильность (уравновешенный — вспыльчивый), либо говорит о свойствах воли (целеустремленный — нецелеустремленный), либо подчеркивает степень общительности (общительный — замкнутый). За счет разнообразия психологических черт, входящих в различные структуры личности, возникает целостное представление, включающее наиболее ценные для совместной жизнедеятельности свойства, качества, отношения. В этой связи имя выбирается не столько потому, что за одними закреплены черты со знаком "+", а за другими — со знаком сколько в соответствии с тем социально-психологическим стереотипом имени, который подтверждается опытом взаимодействия с его носителем или в соответствии с художественными прототипами и бытовыми ассоциациями (Михаил — медведь, Елена — прекрасная и т. д.). Имя будет влиять на личность и судьбу человека не столько в связи со звучанием, сколько в связи с его конкретным психологическим содержанием, типичным для той или иной социальной среды. И если для определенной субкультуры, например, психологические черты имени Елена являются незначимыми, то можно ожидать распространения других имен, за которыми закреплены ценные для этой общности черты. При этом многое зависит от того, какой психологический образ имени актуален и распространен. Он в сконцентрированном виде представляет собой приемлемый и ценный для субкультуры тип личности [3].
Так, проведенное исследование английского терапевта Т. Уэстона показало, что пациенты со странными именами чаще других страдают психическими расстройствами, а люди, чьи имена начинаются с букв последней трети алфавита, в 4 раза больше остальных подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям. Психологи в США отмечают, что американские парни по имени Роки и Чак чаще других становятся боксерами и футболистами, а женщины по имени Сьюзен — самые желанные невесты [4].
. … v. ‘ . • •
Г,’/ *\Ь <*■% 1 і1 { J ‘.л < •
<> Г >’«¥" > ‘-. і <\*М<