В книге выдающегося русского философа и богослова П. Флоренского "Имена" представлена оригинальная теория именотворчества, основывающаяся на универсальной системе, связывающей личность с культурой через типологию имени и архетипы народного сознания, предвосхищая работы таких известных антропологов и социальных психологов, как К. Юнг и К. Леви-Стросс (10], По учению П, Флоренского (отец Павел после принятия сана), имена — это "произведения культуры. Высочайшей цельности и потому высочайшей ценности, добытые человечеством". При этом имя определяется лишь через себя, и подвести к нему сознание может лишь художественный образ, если не развита интуиция.
Согласно теории о. Павла, имя действительно направляет жизнь личности по определенному руслу и не дает потоку жизненных процессов протекать произвольно. Но в этом русле личность сама должна определить собственное нравственное содержание. Иными словами, каждое данное имя есть целый спектр нравственных самоопределений и пучок различных жизненных путей. С одним и тем же именем можно стать святым или заурядным обьюателем, а можно — и закоренелым преступником. Но это не мешает всем трем представителям одного имени осуществлять, хотя и по-разному, один человеческий тип — "так с особою четкостью проступают типичные линии именной организации, единой и равной себе во всех проявлениях" [12].
Итак, имена — это устойчивые и четкие типы личностной жизни у человечества, которых, оказывается, не так уж много — несколько сотен, даже если считать подтипы. "Когда пытаются умалить ценность имен, — писал П. Флоренский, — то совершенно забывают, что имен не придумаешь и что существующие имена суть некоторый наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев. Воображать себе отвлеченную возможность придумывания имен есть такая же дерзкая затея, как из существования пяти-шести мировых религий выводить возможность сочинения еще скольких угодно…" Однако имена не сводятся к отдельным признакам. И трудность их постижения умножается еще взаимодействием в каждой отдельной личности ее имени с другими формообразующими началами: раса, народность, родовая наследственность, воспитание, общественное положение, характер занятий, влияние окружающих, географические условия, состояние здоровья, жизненный ритм и прочее — все это участвует в формировании личности [12]. Поэтому "как всякая весьма цельная, но чувственно неуловимая, умная форма имя дается либо бесхитрост — г ной интуицией простого сердца, либо сознательному ведению большой опытности в обращении с неуловимым перечнем отдельных признаков — образова — % ниями: кто не привык иметь дело с наиболее нечувственными сущностями математического анализа, арифмологии, новейшей геометрией, со сложными ^ музыкальными и литературными формами, отчасти, с формами биологическими, вообще, кто, разрушив в себе интуитивную чуткость анализа, не укрепил при этом способности интеллектуального синтеза и застрял, следовательно, на первоначальном разъятии всякой цельности, тот, конечно, не сумеет орудовать наиболее целостными из категорий целостности — именами" [12].