Типология ИМЕНИ

Приведем краткое конспективное описание парных мужских и женских имен как типов личности из труда П. Флоренского "Имя и личность" (работа полностью опубликована в журнале "Социологические исследования", 1988— 1990).

АЛЕКСАНДР. Это имя соответствует в основе своей сангвиническому темпераменту с уклоном к холерическому. Для этого имени благородство, от­крытость настроения, легкость обращения с людьми, сердечность и доброта характерны. Ум Александров четок и трезв, слегка ироничен, быстр и много­сторонен. Александр хочет быть микрокосмом и когда получает достаточный питательный материал для оформления, становится таковым: гений. Но "вели­кость" в малых размерах, "великость" обыкновенных Александров дает кар­ликовые деревца японских садов. В итоге: Александр есть имя не самое глу­бокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное.

АЛЕКСАНДРА. Не только не похожа, но даже противоположна Александ­ру. Если Александр нуждается в обильном питании и без такового личность вырастает несколько захиревшей, то тем более она хиреет и ломается, когда к женской природе предъявляются требования характерно мужские. Психологи­чески этот внутренний разлад сказывается отсутствием гибкости, грубоватос­тью, неприспособляемостью. Александра надтреснута, надтреснута онтологичес­ки а потому и психологически, и нравственно.

АЛЕКСЕЙ. И в звуках, и в свойствах этого имени содержится неравнове­сие, потому неустойчивость, отсутствие стояния и потому — движение. Но движение это определяется не изнутри, а извне, внешним притяжением. Движе­ние Алексея не активно, а пассивно. Для него характерны сравнительная тон­кость и несплоченность сознания. Это — рыхлое сознание, легко расторгаю­щееся и обнаруживающее то, что под ним. Такое сознание свободно пропускает сквозь себя непосредственное воздействие внешнего бытия на внутреннюю сущность и обратно. В Алексее — беззащитность, если не в грубом смысле, то в более внутреннем. Ум тонкий. Это — ум капризный и прихотливый, то про­ницательный, то отказывающийся действовать. С Алексеем хорошо вот сей­час — и будь этим доволен: не рассчитывай, что и впредь будет хорошо на той же почве общения. Алексей — человек с уязвленным самолюбием, но он не горд, поэтому душевно не разлагается. Имя Алексей мало способствует про­явлению мужественности.

АННА. Ум Анны отличается остротой. Но каков бы он ни был, его значи­тельно превосходят по развитию более глубокие силы, коренящиеся в подсоз­нательном. Разум не может поспеть за ними и потому относится к интуитив­ной глубине личности пассивно, предоставляя ей увлекать себя. Поэтому он вообще не получает систематического роста и не усваивает привычки к со­знательной и самостоятельной работе. Интеллектуальной работы Анна недо­любливает, старательно ее избегает, ссылаясь на неумение. Художество и вооб­ще искусство также чужды ей. Нравственная область — вот то, что занимает преимущественно сознание Анны, т. е. именно то, чего нет в ее восприятиях из глубины.

ВАСИЛИЙ. Имя это этимологически означает царский, царственный. Его интеллект быстро схватьюает отношения вещей, людей и событий; он не теря­ется в многосложности жизненных отношений. Организаторетво, организа­ционная способность дороги Василию; но не то организаторство, которое служит внешнему единократному достижению поставленной цели, следователь­но — не политика и не тактика как таковые, а организация по внутреннему смыслу, в которой может быть и политика, и тактика, но в качестве подчинен­ных моментов. Василий знает, чего хочет: поставив перед собой цель, он настой­чиво стремится к ней. Не задаваясь несбыточным, Василий ндет медленно, не теряя достигнутого, без срывов. Эта способность к целесообразной деятельно­сти определяется в Василии непосредственностью связи его воли с разумом.

В силу своей основной склонности охватывать кругозором обширный круг явлений и считать себя ответственным за него, Василию кажется необходимым смотреть за всем кругом явлений, присматриваться к нему, чтобы ничто не ус­кользнуло от взора. Поэтому подозрительность — одна из черт, способная раз­виться у Василия.

СОФИЯ. Женский аспект мужского имени Василий. Будучи глубоко ин­туитивной София имеет интеллект служебным органом духа и потому не ис­пытывает острых коллизий между интуицией и разумом. В ней есть воля к упорядоченности и центростремительноеть, в силу которой она склонна ори­ентироваться на ближайшем, ею организованном и устроенном. София власт­ная и полагает, что власть по природе, по складу ее личности, конечно, должна принадлежать ей. София распорядительна, устроительна, обладает умением жить и организовывать жизнь; в это упорядочение жизни она вносит и искусство, и науку, которыми занята и к которым способна. Честность, свойственная Софии, проявляется в определенности и законченности выражений. Эта пря­мота может переходить в резкость, если не смягчается обхождением.

ВЛАДИМИР. Имя Владимир по строению и составу похоже на Василия, ^ но сырее, стихийнее, расплывчатее, простодушнее. Во Владимире меньше чекан­ки, витиеватости, далеких планов и обдуманных ходов, меньше отчетливости мысли, интеллектуальной сложности, но больше непосредственной силы, непос­редственных напора и отношения, чем в Василии. Владимиру свойственна не­которая неотчетливость оценок, которая при недисциплинированности воспи­тания легко приводит к распущенности поведения. Но этот уклон Владимира не имеет у него злобного характера, ндет от широты натуры, связан с творчес­кими началами жизни. Тут легче всего может проявиться его широкий ум, хотя £ и лишенный подлинной глубины; его доброта и другие положительные свой — ^ ства весьма в нем изобильные. Владимир — дерево доброй породы, но ему нужна жирная почва. Достижения Владимира столь же обширны, сколь и не­прочны. В них нет достаточной существенности. Его влечет все общее и при­том не отвлеченно-теоретическое, а имеющее практические последствия, откры­вающие широкие организационные перспективы. Владимир мыслит, действует и живет в некотором разгорячении. Владимир есть Василий, выросший на рус­ской почве.

ОЛЬГА. Имя Ольга близко к имени Владимир. Ольги обыкновенно имеют черты лица и фигуру значительные и скорее красивые, но не тонкие. Ум их сильный, выше среднего, кроме того, не формальный и не отвлеченный, а очень гибко приспосабливающийся к обстоятельствам и находящий наиболее пра­вильный путь в достижении желаемого. В Ольге есть много душевного здоро­вья и уравновешенности. По душевному масштабу она не подходит под мер­ки большинства. Все черты ее характера крупнее обычного. В этом смысле она слишком далека от действительной и тем более искусственной хрупкости, мо­жет представляться не женщиной, по крайней мере в современном понимании

Женственности. В ней — душевное строение девы Валькирии, и таковую сопо­ставлять надо с соответственным мужским типом — витязя.

КОНСТАНТИН. Нет характера с большим непостоянством, нежели у Кон­стантина. В нем наиболее характерен какой-то немотивированный каприз, не­терпеливость к бытию, в том числе к самому себе, нервическая реакция на жизнь, стремление к непостоянству. Это человек, который не знает, чего хочет. Кон­стантин внутренне злится на весь свет и себя и, задав вопрос, не выслушивает ответа. Константин — натура одаренная и главным образом с тонкой чувстви­тельностью ко всякого рода внушениям. Он гордится своей чуткостью и при­выкает считать ее за единственно достойное качество, за признак превосход­ства. Но не имея в душе долга, он вообще лишен каких-либо длительных переживаний. Неровный в мыслях и оценках, Константин неровен и в отно­шениях к людям. Его душевное состояние напоминает мартовскую погоду, по­стоянную непостоянством и устойчивую неустойчивостью: за несколько минут трудно предугадать, что сделает Константин, и не только окружающим, но и ему самому. Это — и в хорошую, и в плохую сторону.

ЕЛЕНА. Имя это знаменует женскую природу. Елена — вечная женствен­ность. Отсутствие в поведении и мыслях твердого начала, норм, преобладание эмоций, разрозненность и прихотливость душевной жизни — вот черты Еле­ны. Ей не свойственна теоретическая деятельность ума, как не свойственно и незаинтересованное размышление. Но она способна достигать поставленных целей и проявлять большую умственную изворотливость и настойчивость. Это качество Елены при духовной невоспитанности легко переходит в хитрость. В Елене наиболее развита способность эмоционального отклика и воздействия на чувства окружающих. Елена, как и Константин, тонко чувствует происходя­щее, как и он, способна к неожиданным капризам и прихотям.

НИКОЛАЙ. Для Николая наиболее характерно действие, направленное вовне. В себе он не находит простора и предмета самораскрытия. Его жизнь — в деятельности. Деятельность эта безостановочна, потому что Николай не дает себе ни отдыха, ни сроку, почитая ее своим долгом. У Николая редко бывают сомнения, что и хорошо, и плохо. Это характер, в котором нет плавных и уп­ругих линий, он весь состоит из отрезков прямых. Его неустанная деятельность, в большинстве случаев не имеющая материальной корысти, в значительной мере подвигается самолюбием, это необходимость доказать что-то себе и другим и оправдать собственное мнение о себе и своей должности. И тогда Николай может быть суровым и жестоким в своей прямолинейности, считая или стара­ясь убедить себя, что борется за правду, но на самом деле он недостаточно оценивает самолюбие. Николаю хочется быть благодетелем, и он почитает дол­гом своим быть таковым. К тому же по складу своему он добр. Обладая умом четким, силой внутреннего натиска и правдивостью, он может иметь и имеет успех в науках и искусствах. Но достигнутое им при всей ценности, порою силе и даже глубине обычно расплывчато, потому что состоит из отдельных бес­спорных завоеваний, которые не связываются в одно целое полудоказанными и почти не доказавными счастливыми догадками, предчувствиями и волне­ниями мысли. Из всех имен Николай, может быть, наиболее ценит в человеке его человеческое достоинство. Он — типичный горожавин и граждавин.

ЕКАТЕРИНА. Наиболее близкое к Николаю его женское дополнение. Прав­дивость, бескорыстие, открытость действий, избегание кокетства, стремление держать свой облик незапятнанным чем-либо низким характеризует Екатери­ну. Она — натура героическая, а за неимением повода к красивому героизму склонна придумывать поводы к нарочито высоким чувствам и поступкам. Екатерина обычно бывает красива общепонятной здоровой красотой. Роста выше среднего, осанистая, с чертами лица не мелкими, скорее, крупными и определенными, Екатерина сразу заметна. Точно такие же и ее душевные свой­ства: неглупая, величественно-спокойная и благожелательная, порою добрая. Имея вкус и такт, она не поставит себя в унизительное, смешное или глупое положение. Екатерина не кокетка в смысле обмана и неискренности, но в ней мало переливов и игры, чтобы быть искренней: она ничего не скрывает, а по­тому ей и нечего открывать. Как натура крепкая, без внутренних противоре­чий и осложнений, не имеет внутренних задержек непосредственным своим движениям. Она легка в отношениях, приветлива и предупредительно оказыва­ет внимание окружающим. По характеру ей свойственна бодрая веселость. Екатерина — первая среди многих и умная среди посредственности, как и добрая сравнительно с окружающим ее большинством. Остроты и усложнен­ности она не имеет, ее достоинства и недостатки элементарны и общепонят­ны — это увеличенные качества среднего человека.

ДМИТРИЙ. Характер и весь облик значительный, натура с могучими за­датками, но крайне несогласованными. Дмитрий страстен, и страсти его — не поверхностные влечения и увлечения, а глубокие. Дмитрий горд, и эта гордость влечет за собой прямоту и правдивость. Он привязан к еде и питью, к рос­кошной обставовке, склонен ценить внешний почет, а потому ему хочется де­нег, дающих и власть, и различные удовольствия. Это — тяжелое начало Дмитрия, которое делает его трудным в житейских отношениях и вместе с его внутренней заторможенностью служит препятствием к полному раскрытию его способностей. Дмитрий одарен значительно выше среднего, но гордость застав­ляет его требовать к себе большего, чем он способен, и, понимая свою недоста­точность для этого, он предпочитает вовсе воздержаться и от того, на что спо­собен.

ПАВЕЛ. Это прежде всего желание, влечение, томление. Предмет его томле­ния — совершенная форма, платоновская ндея, духовность. Павел может глу­боко падать, может восставать и бунтовать. Диапазон его обширен, он может быть хороший или плохой, святой или многогрешный. Павел не может быть преступником в правовом понимании. В этом имени Воля и Вера — как два полюса, между которыми распространяется строение личности. Другие сторо­ны и элементы духовной организации могут быть также сильными, но в них нельзя искать характерного. Павел — носитель активности, что ведет к внут­реннему столкновению с самим собою и к внешнему — с окружающими. Жизнь этого имени есть неустанное напряжение и усилие и соответственно недопу­стимость отдыха и расслабления, хотя бы кратковременного. Внутреннее противоречие разрывает плавную кривую его жизни, поэтому основное ощуще­ние — страдание, связавное с природой имени, но вместе с тем лишь утверж­дающее основную веру Павла в необходимость воплотить в жизнь начало ду­ховное.

ЛЮДМИЛА. Грубиянка, и такова не по какой-либо случайности: у нее силь­ные порывы, но грубые. Людмила не хочет чего-либо определенного, не доби­вается этого и вообще сама не знает, чего хочет. Ей тягостна тихая речь, а нуж­ны выкрики. Тепло, уют, довольство ею отвергаются с негодованием. Людмила всегда хочет эффекта. Это преувеличенно честная натура. Все представляются ей дряблыми, вялыми, фальшивыми, она признает только героев и склонна в том или в другом время от времени усматривать идеальный облик героя. Людмила — героическая натура, может быть, не столько даже героическая, сколько желающая быть таковой. Ей ненавистно довольство, но там, где несча­стье и горе, она на своем месте. Сестра милосердия, фельдшер, маркитантка, ре­волюционная деятельница — тут она незаменима. Не отличаясь особо глубо­ким умом, чуждая созерцания, она нередко со своим порывом, грубостью умнее умных.

ВЕРА. В этом имени есть странное сочетание безрассудности и последова­тельности, поэтических истоков и безысходной скуки. Отдельные поступки Веры очень логично вяжутся между собою, но в целостности они рассматри­ваются как оскорбляющие здравый смысл и вызывают сопротивление, а то и возмущение. Вера в основных своих решениях непредсказуема не только для окружающих, но и для себя самой. Она вдруг ломает расчеты, традиции, прили­чия. Но далее она уже не возвращается к прежнему и делает свой поступок началом нового связного рода, т. е. новых расчетов, новых традиций и новых приличий. Иначе говоря, она ндет путем новым по направлению, но обычным по характеру. Вступление на него трагично и легко может привести к гибели. В своем мышлении, как и в поступках, Вера четка и определенна, но она и жертвенна. Ее влечет к жертвенности страстно и неудержимо.

МИХАИЛ. За Михаилом прочно установилось сравнение его с медведем, как и, наоборот, общепризнанно имя последнего — Мишка. Медведь — добродуш­ный увалень, но он же весьма ловок и яростен, когда придет время. Для него характерны не просто неповоротливость и тяжеловесность, но и двойствен­ность природы. Было бы крайней ошибкой думать о вялости его темперамен­та, о внутренней медлительности, заторможенности душевных движений. Во­преки обычному толкованию Михаил — вовсе не флегматик, и стихия его — отнюдь не вода, а огонь. Но его физическое и душевное тело, включая всю

Организацию органов, орудий и средств проявления внутреннего движения вне мнра, — это тело большой инерции и внутреннего трения, оно отстает от веле­ний, идущих изнутри, и выносит их наружу со значительным опозданием. Ту­гой, тяжелый, может быть, заржавелый механизм управляется Михаилом, и неминуемы медлительность и неровность хода, трудность движений, усталость управителя. Вместе с тем имя Михаил — противоположность земной косности. Михаил может быть и нравственным, и безнравственным. Михаилу требуют­ся большие внутренние усилия и напряжение воли, чтобы достичь желаемого. Ему приходится карабкаться, прежде чем он доберется туда, куда большинство других приходят легко. Поэтому дело Михаила, несмотря на вложенные в него усилия, обычно бывает незначительно и не находит себе полного признания и высокой оценки. Отсюда его неудовлетворенность, а то и раздражение из-за несоответствия усилий и внешнего признания и успеха.

Как вндим, имена гибки и емки, они способны вместить в себе различные частные обстоятельства, в которых живет та или иная личность. Но этим не ограничивается индивидуализация имени, ведь то, что "в собственном смысле называется именем, есть ядро личности, ее существеннейшая форма; воплоща­ясь, эта форма обрастает кольцом второстепенных символов, которые своею совокупностью и совместно с тем, главенствующим символом образуют пол­ное имя личности. Так, отчество подчеркивает в имени духовную связь с от­цом, фамилия — с родом" [12].

Наиболее ясно и образно определил функции имени в истории человече­ства замечательный русский философ А. Лосев (Философия имени. — М., 1927). Он писал: "Без имени было бы бессмысленное и безумное столкновение глу — хонемьіх масс в бездне абсолютной тьмы… И молимся мы и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словом создан и держится мир…"

Updated: 31.08.2012 — 13:55