ВВЕДЕНИЕ В ИМЕНОЛОГИЮ

Что в имени тебе моем?

А, Пушкин

С древнейших времен человеческим именам придавалось важнейшее, зачастую мистическое значение. Считалось, что носитель определенного имени обладает и определенными качествами, "закодированными" в нем. Так, определенным именам в народной словесности соответствуют в различных произведениях одни и те же типы не только в смысле психологического склада и нравствен­ного характера, но и в смысле жизненной судьбы и линии поведения [10], Народное представление именной типологии не лишено практического значе­ния, и характеристики имен издавна служили руководством к поведению. На­пример, в русском фольклоре с именем Варвара связывалось постоянство, с Марьей — унылость, Еленой — ябедничество, Дарьей — веселье, Акулиной — похоть, Мариной — заботливость, Кристиной — суетливость, Пелагеей — сми­ренность, Софьей — правдивость, Натальей — приятность в любви, Маргари­той — веселая беседа. Имена распределялись в народном сознании на опреде­ленные группы: если священник дает крещаемому имя преподобного, то это обещает ему счастливую жизнь, а если имя мученика — жизнь будет сплош­ным мучением, "Достойно имени пожил еси… Георгие", — воспевается свято­му, т, е, он ублажается за соответствие жизни своей — своему имени и, значит, имя признается онтологически честнейшим [12],

ВВЕДЕНИЕ В ИМЕНОЛОГИЮ

Мифологическому сознанию также свойственно понимание имени как не­кой внутренней, глубинной сущности или же того, что вкладывается, налагает­ся на человека [4], Например, наречение новорожденного именем представля­ется как отгадывание внутренней сущности в ряде культурно-исторических традиций или как возможность понимания основы человеческой личности. Этот архаичный реализм предполагает, в конечном счете, тождество имени и формы, т, е, природы носителя этого имени. При этом имя часто представляет
собой закодированный (и "свернутый") мифологический сюжет или мотив (например, греч, Эдип буквально означает "обладающий опухшими ступнями").

Поскольку считалось, что через имя можно повлиять на носителя, существу­ет две разновидности процедур относительно имени, С одной стороны, имя нуждается в защите, в укрытии, в тайне, поэтому многообразны и часты слу­чаи табуирования имени; наиболее сакральные имена знают лишь немногие (например, жрецы) или его знают все, но не произносят "всуе", заменяя его при необходимости эпитетами, дублирующими именами или даже неречевы­ми сигналами.

Такая традиция сохранилась в некоторых странах до наших дней. Напри­мер, правнук Карлоса III, короля Испании, Дон Альфонсо де Бурбон (1866- 1934) имел 94 имени, многие из которых были удлинены за счет дефисов, а Джон и Маргарет Нельсон (Англия) дали своей дочери Трейси Нельсон (род. в 1985 г,) при крещении 139 других имен [2].

В старину наречение имени зависело от многих обстоятельств — особен­ностей младенца, условий и времени его рождения, сопутствующих событий, указаний (сны, предсказания, видения и т, д,) — и представляло собой слож­ную процедуру. При этом история имен уходит в такую седую древность, что объяснить многие из них сегодня очень трудно. Фамилии же у людей появи­лись намного позднее, и их история укладывается в основном уже в рамки нового времени.

Фамилия в переводе с латинского обозначала общность, включавшую семью хозяев и их клиентов (т. е, зависимых). Позже в языках Западной Европы она стала означать только семью и в этом смысле была воспринята русским языком при Петре I (1703 г.); в дальнейшем постепенно это слово приняло другое значение: не семья, а ее именование [6]. Возникли фамилии на севере Италии в Х-ХІ вв., а в России становление фамилий началось поздно и рас­тянулось на четыре столетия. Фамилия социальна. Она возникает в определен­ных социальных слоях, обслуживая их интересы. Более того, в сословном слое она становится его привилегией, и правящие слои сопротивляются ее распро­странению в "низах". Например, фамилии на — ский у русских принадлежали особым социальным группам: дворянству (в подражание княжеским и шля­хетским), духовенству (из названий церквей и селений), с XIX в. — разночин­цам, Во второй половине XIX в. они начали распространяться и у крестьян, вырвавшихся из общины, но крестьяне — носители подобных фамилий были в меньшинстве.

По фамилии зачастую легко узнать национальную принадлежность ее обла­дателя, а нередко и место его рождения, В фамилиях русских абсолютно (две трети) преобладает формант — ов (с фонетическим вариантом -ее). Более 90 % сербов носят фамилии, образованные формантом -ич. У поляков преобладает формант — ски. Фамилии пяти наиболее частых форм ( ов, — ич, — ский, — ин, -к) охватывают более 4/5 славянского населения. Фамилии у народов Средней

Азии почти все образованы от личных имен отцов (например, Каримов, Жа — ныбаев) посредством форманта — ов (-ев): казахские — 97 %, каракалпакские — 99, киргизские — 99, таджикские — 97, туркменские — 99, узбекские ~ 98 %, По фамилии легко узнать корейца. На территории бывшего СССР корейцев насчитывалось 400 тыс, чел,, и у них только несколько десятков фамилий, чаще всего Цой и Ким, реже Пак, Ли, В Грузии абсолютно преобладают две формы фамилий — с компонентами — дзе в западной части республики (например, Мгеладзе) и — швили — в восточной (например, Мчедлишвили), У болгар монопольны фамилии с — ов, — ев (например, Живков, Ботев), у украинцев — с — енко, -чук, — ак [6],

Updated: 31.08.2012 — 13:55