Этот перл мудрости восходит еще ко временам шекспировского оГамлетап
И связан с именем главного королевского советника Полония. Дабы пояснить
Значение этого персонажа для темы нашего повествования, а именно как вы —
Ковать свое несчастье своими же собственными руками, напомним, что Поло —
Ний умудрился довести способность сохранять верность самому себе до та —
Кого виртуозного уровня, что в конце концов был опринят за крысуп и
Пронзен шпагой вместе с ковром, за которым имел неосторожность спря —
Таться. Заметим кстати, что, судя по всему, в Датском королевстве в те
Времена был еще неизвестен другой перл мудрости, который гласит, что
Подслушивание под дверью — отнюдь не самый удачный способ узнать о себе
Что-нибудь приятное.
Нам могут возразить, что в данном случае искусство творить собствен —
Ные несчастья доведено до совсем уж гипертрофированных размеров, выходя —
Щих за рамки настоящего исследования, но ведь нельзя отказывать Шекспиру
В праве на некоторые поэтические преувеличения. Как бы там ни было, но
Основной принцип все равно остается в силе.
Жить в постоянном конфликте со всем миром и, главное, с окружающими
Вас людьми — дело в общем-то совсем нехитрое. Куда труднее постигнуть и
Довести до совершенства искусство быть несчастным наедине с собой, не
Завися от окружающих и не нуждаясь в их услугах. Мы всегда можем упрек —
Нуть партнера в недостатке любви, подозревать злокозненность начальства
Или сваливать на погоду вину за свое дурное настроение, с этим без труда
Может справиться каждый. Но ведь наша задача — обходиться в этом важном
Деле без всякой посторонней помощи. Как же стать самому себе злейшим
Врагом? Надежным путеводителем к несчастью могут служить народные посло —
Вицы и поговорки. Являясь выражением так называемого здравого смысла или
Некоего таинственного инстинкта истины, народная мудрость таит для нас
Неисчерпаемый источник вдохновения. Главное, не обращать никакого внима —
Ния на то, что для всякого из этих изречений всегда можно найти другое,
Имеющее совершенно противоположный смысл. Взять хотя бы оБереженого бог
Бережетп и оВолков бояться — в лес не ходитьп или оПоспешишь — людей
Насмешишьп и оКуй железо, пока горячоп. Просто надо раз и навсегда выб —
Рать какое-нибудь одно такое изречение и сделать его главным ориентиром
Повседневного поведения, своим кредо, символом собственного оЯп. Отсюда
Нетрудно прийти к убеждению, что на свете существует только одна пра —
Вильная точка зрения и она по странной случайности совпадает с вашей
Собственной. А тут уж всего один шаг до утверждения, что мир устроен
Неправильно и в нем все идет не так, как нужно.
Здесь, кстати, уже можно заметить разницу между настоящим профессио —
Налом и жалким дилетантом. Последний еще иногда может, обреченно пожав
Плечами, смириться с неизбежным несовершенством этого мира. Но тот, кто
Верен себе до конца, истинный мастер своего дела, никогда не унизится до
Такого жалкого компромисса. Оказавшись перед выбором между миром, каков
Он есть, и миром, каким он, по его убеждению, должен был бы быть,- тем
Же самым роковым выбором, который еще в незапамятные времена занимал умы
Древних индуистских философов,- профессионал без всяких колебаний пред —
Почтет второе и с негодованием отвергнет первое. Стойкий капитан кораб —
Ля, с которого уже давно сбежали даже последние крысы, он отважно пус —
Тится в плавание по бурному ночному морю. Остается только сожалеть, что
В этом арсенале мудрых изречений нет одного, которое было известно еще
Древним римлянам: Ducunt fata volentem, nolentem trahunt, или, проще го —
Воря, осудьба желающего ведет, а нежелающего тащитп.
А уж следовать голосу здравого смысла или подчиниться воле судьбы наш
Герой отнюдь не расположен, причем это упорное неприятие реальности со
Временем приобретает у него весьма своеобразные формы, превращаясь в не —
Кую всепоглощающую навязчивую идею, почти наваждение. В своем стремлении
Всегда и во всем быть верным себе он все больше проникается духом отри —
Цания, ведь отказаться от этого значило бы для него изменить самому себе. Уже тот факт, что кто-то посоветовал ему поступить тем или иным образом, служит для него самым веским основанием, чтобы этот совет был безоговорочно отвергнут даже в том случае, если с объективной точки зрения он сулит известные выгоды. (Зрелость, как определил ее один из моих коллег,- это способность человека принять решение даже вопреки тому, что оно совпадает с советами собственных родителей.)
Но и это еще не предел. Настоящий гений собственного несчастья — это
Тот, кто способен достигнуть воистину заоблачных высот и героически от —
Вергнуть даже то решение, которое представляется наиболее разумным ему
Самому, оставаясь глухим к доводам собственного рассудка. Так змея, не
Довольствуясь возможностью укусить свой хвост, потихоньку начинает пожи —
Рать сама себя. Надо ли говорить, что достигаемое при этом ощущение нес —
Частья просто не поддается никакому сравнению.
Конечно, для менее одаренных читателей состояние такого полного и бе —
Зысходного отчаяния остается желанным, но, увы, недостижимым идеалом.