Первым из гуманистических направлений принято называть психотерапию Карла Роджерса, или терапию, центрированную на клиенте. Хотя многие с достаточным основанием включают в гуманистическую психотерапию и гештальттерапию Ф. Пёрлза.
Идеи и практические подходы Карла Роджерса к максимальной реализации внутренних возможностей человека нашли распространение не только в психологии и психотерапии, но и в педагогике, социальной работе, юриспруденции Они были взяты на вооружение в политике, в промышленности, в армии, широко применяются в религиозной работе, оказали влияние на развитие современной философии и теологии.
Как уже говорилось, Карл Роджерс и его последователи исходят из утверждения, что в организм и личность любого нормального человека от природы заложены позитивные силы, способствующие здоровью, развитию и совершенствованию. Роджерс считает, что стремление к достижению своего уровня компетентности и саморазвития не всегда осознанное, а сам этот уровень может существенно индивидуально различаться биологически заложенными задатками.
Именно достижение своего уровня компетентности или хотя бы движение в этом направлении создают у индивида ощущение целостности личности, определенной степени самодостаточности и избавляют его от многих психологических проблем, состояния тревожности, неудовлетворенности, неврозов.
Решающую роль в жизни и развитии человека Роджерс придает Я-концепции, то есть его представлению о самом себе.
Именно эта Я-концепция (представление о самом себе) и определяет поведение и поступки человека в тех или иных ситуациях.
Каждый человек считает или чувствует, что он Такой в Такой-то ситуации и должен поступить так-то. При этом его мнение о себе чаще всего бывает недостаточно объективным, а иногда и существенно не соответствующим действительности.
В сознание человека изначально не заложена объективная оценка собственного Я. Однако такая необъективность в значительной мере компенсируется жизненным опытом, который постоянно вносит коррекцию в самооценку индивида, позволяя лучше почувствовать свои возможности, а также восприятие себя другими людьми.
Важным ведущим механизмом в объективизации самооценки и своего поведения является чувство разрешения (или ослабления) внутреннего конфликта, сменяющееся внутренним удовлетворением, которое наступает (или повышается) по мере самореализации.
Роджерс считает, что предпосылкой к более подлинному и более легкому принятию других является принятие Личностной самости, то есть объективизация самооценки. В свою очередь принятие индивида другими способствует процессу принятия им самого себя в этом же виде.
Можно сказать, что суть процесса личностного роста (по Роджерсу) и состоит в постоянно совершенствующейся обратной связи, которая осуществляется как одновременный процесс корректировки своих отношений с другими и своей Я-концепции, уточняющейся в процессе этих взаимоотношений и принятия других.
В терапии по Роджерсу, как и в других видах гуманистической терапии, основная роль переносится с терапевта на клиента. Роджерс считает, что именно у самого клиента находятся ключи от решения его проблем. Терапевт может лишь помочь ему найти эти ключи и показать, как лучше ими пользоваться.
При этом главная задача терапевта — установление дружеского творческого сотрудничества с клиентом и создание такой атмосферы психологического комфорта и защищенности, в которой клиент сам начнет «высвобождать» и реализовывать потенциальные возможности своего истинного Я. Именно такая атмосфера ускорит процесс объективизации и принятия реального образа самого себя и других.
При этом от самого терапевта требуется полностью отрешиться от роли психотерапевта и перейти от профессиональной манеры общения и терминов к выражению своих простых и естественных чувств и мыслей. Иначе клиент невольно будет подыгрывать психотерапевту, оставаясь в роли пассивного клиента, ожидающего именно от психотерапевта, а не от себя самого решения своих проблем. Очень важно, чтобы клиент почувствовал не только простое товарищеское общение, но и полную свободу терапевта от моральных оценок высказываний и поведения клиента, то есть принятие собеседника таким, какой он есть.
Необходимым качеством терапевта должно стать умение постоянно удерживать положительное отношение к клиенту, а точнее — веру в позитивные начала его сущности, которые должны быть высвобождены из-под жизненных завалов и ложных защит личности. Только в этом случае он сможет сохранять одновременно открытость естественного общения и в то же время не реагировать отрицательными эмоциями на негативные проявления личности клиента.
Э. Бёрн сравнивает такую позицию психотерапевта с позицией духовных учителей Востока (гуру), которые относятся к любому человеку независимо от его поведения как к божественному созданию. Такое общение позволяет клиенту постепенно уйти от защитной конфронтации и становиться все более конгруэнтным (соответствующим) психотерапевту как равному партнеру по общению.
Вот основные последовательные шаги психотерапевтической помощи по Карлу Роджерсу:
1. Клиент обращается к психотерапевту за помощью.
2. Психотерапевт уточняет причину обращения, то есть «определяет ситуацию».
3. Психотерапевт создает атмосферу, располагающую к свободному самовыражению клиента.
4. Психотерапевт принимает клиента таким, какой он есть, и помогает лучше понять самого себя.
5. Постепенно выражение позитивных чувств становится все более частым и стабильным.
6. Психотерапевт выявляет движущие силы (истинные причины, импульсы) положительных реакций клиента.
7. Клиент ненасильственно (а за счет создания благоприятной атмосферы искреннего общения) подводится к Инсайту (озарению, догадке об истинных причинах своей проблемы).
8. Клиент сознательно приходит к выбору правильной стратегии поведения (психотерапевт лишь помогает точнее осознать этот выбор).
9. Клиент начинает совершать реальные действия, направленные на осуществление выбранной стратегии.
10. По мере убеждения клиента в успешности предпринимаемых действий у него возрастает способность Инсайта (озарений, открытий своих резервных возможностей и путей их реализации).
11. Это (п.10) способствует обретению уверенности в себе и чувству независимости (способности к самостоятельному решению своих проблем); растет независимость.
12. А это (п.11), в свою очередь, постепенно снижает потребность в посторонней помощи и подкрепляет возрастающее чувство независимости конкретными самостоятельными решениями и действиями.
То есть мы видим последовательную практическую реализацию психотерапевтической концепции Карла Роджерса, заключающуюся в последовательной передаче ответственности за решение проблем клиента самому клиенту. Психотерапевт лишь создает для этого необходимую атмосферу и ненавязчиво способствует этому процессу как консультант, поощряя шаги в правильном направлении и устраняя сомнения.
Работа энкаунтер-групп
В нашей психологической и психотерапевтической литературе термин энкаунтер-группы переводится как Группы встреч. Это не совсем правильно, вернее — недостаточно полно передает тот смысл, который вкладывал в этот термин основатель этого терапевтического приема Карл Роджерс. Дело в том, что английское слово Энкаунтер имеет несколько значений и первое из них переводится на русский язык как Столкновение. В дальнейшем мы увидим, что это толкование очень существенно дополняет принятый у нас термин Группы встреч, который является слишком общим и нуждается в обязательном уточнении, какие группы, каких встреч, для чего и т. п. Поэтому мы считаем, что хотя и менее складно, но более точно было бы говорить Группы встреч-столкновений.
Кратко охарактеризуем сущность работы таких групп.
Здесь, так же как и в индивидуальной работе психотерапевта с клиентом, важнейшим условием является создание атмосферы защищенности, ощущения того, что тебя принимают таким, как ты есть (без моральных оценок), и ты принимаешь так же других членов группы.
Групповая работа, как и индивидуальная, проходит несколько этапов, но имеет свою более сложную специфику. Такая работа по сравнению с индивидуальной имеет как плюсы, так и минусы. Плюсы ее заключаются в том, что, по мнению Карла Роджерса и его последователей, группа своей атмосферой и поддержкой усиливает (или по крайней мере может усилить) все процессы решения личностных проблем. А минусы в том, что на первом этапе многих членов группы постигает разочарование, что с ними никто целенаправленно не занимается и они на первый взгляд предоставлены сами себе, обычным бытовым разговорам, не имеющим прямого отношения к решению тех проблем, с которыми они обратились к терапевту.
Можно сказать, что это Первый критический период в работе группы, так как некоторые участники, настроившиеся на быстрое и эффективное решение своих проблем не своими силами, а психотерапевтом, на этом этапе прекращают занятия и покидают группу. Однако те, кто решает остаться, в дальнейшем постепенно начинают видеть в такой работе все меньше минусов и все больше плюсов.
Дело в том, что такое неорганизованное начало группового общения как раз и входит в программу Карла Роджерса. Он считает, что именно такая неопределенность людей, вынужденных находить какие-то формы общения (раз уж их собрали в группу), и позволит сложиться наиболее естественным для каждого способам общения. Психотерапевт лишь предлагает им начать общаться друг с другом на произвольные темы, постепенно раскрывать себя и изучать других, а затем самим определить, чем они будут заниматься в группе. Разумеется, некоторую информацию о том, чем занимаются в подобных группах, они уже имеют или могут выяснить у психотерапевта, но окончательный выбор должны постараться сделать сами.
Это, как правило, вызывает у многих членов группы разочарование, так как они хотели бы, чтобы с ними сразу же стали целенаправленно работать по решению их проблемы. Однако психотерапевт старается убедить их, что если уж они включились в систему энкаунтер-группы, то должны пройти все строго определенные этапы, первым из которых и является такая спонтанная самоорганизация, которая у всех начинается с подобных трудностей и разочарований. Поэтому надо проявить определенные самостоятельные усилия для налаживания внутригруппового общения и взаимодействия.
Обычно такое общение начинается нерешительно, с ничего не значащих фраз, но постепенно темы разговоров так или иначе начинают замыкаться на тех проблемах, для решения которых каждый и оказался здесь.
Большинство впервые встретившихся в такой группе психологически защищают свои проблемы и склонны говорить о них в общих чертах, а не конкретно. Затем они постепенно конкретизируют свои проблемы, но представляя их не объективно, а в выгодном для себя ракурсе. Причем такая защита (в виде некоторого искажения действительности) может быть как сознательная, так и неосознанная (самообман).
Одновременно на первом этапе функционирования таких групп возникает первоначальное сопротивление личному выражению самого себя или изучению других. Руководитель группы (психотерапевт) на этом этапе лишь удерживает деятельность членов группы в русле самоизучения и изучения друг друга. При этом он старается ненавязчиво подправлять ход обсуждения проблем на сегодняшние актуальные переживания и события по принципу «здесь и сейчас».
Дело в том, что у большинства членов группы, особенно на первом этапе, обнаруживается тенденция к обсуждению именно прошлых событий, проблем и людей, не присутствующих в данной группе. Этим они как бы защищают свое настоящее, то, что болит и беспокоит именно сейчас. Им трудно дается переход с рассказов о прошлом на обсуждение сегодняшних проблем. Поэтому не надо ждать сразу же гладкого и спокойного их обсуждения. Первые попытки анализа настоящего чаще всего поверхностны, непоследовательны и находятся в русле негативных эмоциональных оценок, жалоб и обвинений.
Вот здесь и важно вспомнить, что термин энкаунтер переводится и как столкновение. Тонко провоцируемые психотерапевтом члены группы начинают сталкиваться при различных эмоциональных оценках переживаний, высказываний и поведения друг друга. Здесь от психотерапевта требуются одновременно творческая смелость и обостренное чувство меры.
Дело в том, что его задача — соединение двух противоречий. С одной стороны, он должен создать (а иногда и спровоцировать) атмосферу максимальной раскрепощенности, раскрытия своего истинного Я и спонтанного выражения своих эмоций, в том числе и отрицательных реакций на высказывания и поведение других членов группы. (Исходя из концепции Роджерса, без такого яркого эмоционального столкновения не получится самораскрытия членов группы, обнажения истинных причин их проблем и обретения свободы самовыражения, освобождения от самообмана, принятия себя и других в истинном виде.)
Психотерапевт должен постараться не доводить эмоциональные столкновения до той границы, когда это приводит к активному неприятию другого и к распаду группы. Однако такое сохранение группы не должно идти за счет недостаточного самораскрытия ее членов — пусть лучше группа людей, оказавшихся несовместимыми, распадется, чем будет работать по устранению проблем, причины которых недостаточно раскрыты, а люди не готовы к дальнейшей работе, необходимым условием которой является полное самораскрытие и принятие себя и других несмотря на эмоциональные столкновения.
Можно сказать, что это Второй критический период, во время которого некоторые группы нередко распадаются полностью, а из других уходят отдельные члены группы.
Те группы, которые, пройдя испытания столкновением, не распадаются, обретают определенное единство, у них образуется единый Личностно значимый (для каждого члена группы) Материал, устанавливается так называемый Климат доверия.
Роджерс и его последователи считают, что только после всех этих испытаний, после раскрытия своих истинных чувств и мыслей у группы появляется самоисцеляющая способность, то есть уже одно присутствие в группе, ее атмосфера начинают оказывать исцеляющее воздействие.
Глядя на себя глазами других, индивид начинает объективизировать свое собственное самовосприятие и самопринятие. Этот механизм называется обратной связью, позволяющей как сознательно, так и неосознанно корректировать самооценку, фактически этот процесс можно назвать Путь к себе через других.
Сторонники этого вида психотерапии считают, что даже обнаружение у себя существенных недостатков и ошибок является средством самораскрытия, необходимым для положительных изменений личности и ее проявлений в виде внутренних психических состояний и внешних поведенческих реакций.
Неоднократное преодоление самого себя, обмана себя и других, прямые и честные оценки себя и других через некоторое время становятся потребностью, а защитные самообманы начинают вызывать все более активное неприятие.
Замечая малейшую неискренность какого-то из членов группы, другие участники требуют перестать лгать и стать естественным и правдивым.
Интересно, что большинство индивидов, отказываясь под воздействием группы от таких самообманов и самооправданий, начинают себя чувствовать более уверенными и защищенными. Они видят, что группа принимает их такими, какие они есть, не отторгает и не вынуждает изображать из себя не то, чем они реально являются.
Неоднократное повторение такого опыта все более закрепляет чувство защищенности, безопасности, уверенности в себе и ведет к снижению уровня тревожности, вселяет веру в собственные возможности преодолевать жизненные проблемы.