«Есть ли в партнерстве какой-либо смысл?» Вот вопрос, над которым ломают голову философы. Даже если на этот вопрос ответить положительно, это повлечет за собой новый вопрос: «А в чем этот смысл?»
Как и всегда в жизни, ответ на вопрос зависит от индивидуальной точки зрения.
Например, при чисто материалистическом подходе партнерство в любом случае осмысленно. В прежние времена оно служило существенным основанием совместной жизни двух людей. Теперь это значение если не утрачено, то указывает, например, на преимущества супружества как регулятора.
Если продолжить рассмотрение на другом уровне, партнерство представится чрезвычайно обогащающим и тем самым исполненным смысла. Ведь оно связано с чувством защищенности, с нежностью, с доверием, — со всем, что мы принимаем близко к сердцу и считаем для себя полезным.
В этой книге мы рассмотрим вопрос о смысле партнерства в широком аспекте и мы рассмотрим этот вопрос не сам по себе, а свяжем его с вопросом о смысле жизни. Конечно, и последний можно также рассматривать с разных сторон и попытаться при этом прийти к общему знаменателю.
Начнем с общепризнанного и наиболее простого. Осмелюсь утверждать, что каждый человек стремится к счастью. Некоторые предпочтут воспользоваться другим понятием, таким, например, как удовлетворение, радость, блаженство и т. п. Но при этом всегда имеется в виду обозначить стремление, которое каждый ощутит в себе, как только задумается об этом и захочет определить свои чувства.
Мысли и действия каждого из нас в рамках имеющихся у него возможностей определяются стремлением к счастью. Поэтому в жизни мы склонны заниматься тем, что, как мы считаем, принесет нам счастье, и избегать того, что считаем для себя несчастливым. При этом действия могут быть самыми разнообразными. Одни копят силы, много работают или предаются аскезе, чтобы достичь нужного состояния. Другие убеждены, что воздержание не даст нужного эффекта, и пытаются заниматься лишь тем, что требует малых усилий, что легко дается и не приносит огорчений. Некоторые расслабляются, не веря или потеряв веру в то, что можно добиться счастья. Они пассивно выжидают, испытывают преимущественно негативные чувства и относятся к себе как к жертве.
С человеческой точки зрения (а только эта точка зрения и учитывается в данной книге, ведь все мы люди) смысл жизни заключается в обретении счастья.
Любое усилие, любое человеческое действие в конечном счете имеют своим источником это стремление. Все религии, все философии пытаются указать путь к удовлетворению этой жажды счастья. Пусть это не называется «быть счастливым», но определяется как совершенство, единство, бог, нирвана и т. п. Все это понятия, выработанные теми, кто достиг своей цели и пытается определить свое состояние. При этом очень четко выделяется то условие, что постичь эти понятия можно лишь приведя себя в данное состояние. К сожалению, множество людей не учитывают это обстоятельство и все еще спорят о боге, единстве, нирване и т. п.
Будем придерживаться того, к чему мы можем найти в себе сродство, что мы можем почувствовать, оставив чистую теорию, способную лишь отвратить нас от самих себя. Все философии и религии сходятся в том, что в конце концов (если такой существует) можно достичь своих целей. К несчастью, относительно гарантий достижения желаемого в некоторых религиях и системах верований содержатся существенные оговорки и поставлены определенные условия. Если их выполнишь, будешь счастлив. Если не выполнишь, попадешь в ад или куда-то в аналогичное место. Условия с течением времени изменяются и приспосабливаются к определенным обстоятельствам и прежде всего к потребностям.
В этом общем выражении, в этой уверенности и убежденности в том, что все мы достигнем цели своих стремлений, заключается великая сила и великий дар всех философий, религий, верований и т. п. Они укрепляют наше стремление и наше доверие и тем самым подстегивают наш поиск. Эта важная составляющая поощрения нашей устремленности к счастью.
Понятно теперь, сколь важное значение приобретают названные изменения в ряде религий и систем верований: выстраиваются условия, определяющие, когда человек действует неверно. Эта возможность может оказаться тормозом, а человек не желает, чтобы ему мешали удовлетворять свои желания. Цель для него слишком важна, чтобы позволить себе свернуть с пути к ней и вместо обретения счастья оказаться в аду. Чем сделать ложный шаг, лучше вообще воздержаться и обеспечить себе уверенность и ясность, а затем уже действовать. Сомнения, колебания, равнодушие и бездействие — необходимые следствия такого подхода. Проблема заключается как раз в том, что ее невозможно разрешить теоретически. Бесконечное вращение в кругу своего мыслей в поисках ответов снова и снова возвращает человека к самому себе.
Как выглядит цель и как ее можно определить — совершенно безразлично, коль скоро удовлетворено наше желание. Это все, что нам нужно, и только это придает смысл жизни.
Стало быть, если партнерство имеет смысл, не противоречащий смыслу жизни, он может заключаться только в доставлении человеку счастья. Но что такое человеческое счастье? Что означает утоление его жажды?
Как мы уже установили, на эти вопросы не существует исчерпывающих и практичных ответов, поскольку такие вопросы невозможно понять, пока не достигнута цель. Почему же эти вопросы нас так интересуют? Может быть, причиной тому сомнение в истинности наших представлений о том, чего мы страстно желаем? В какой-то мере это так, сколько бы ни подкрепляли нашу веру все достигшие цели. Ведь нам прежде всего необходимо описание пути к нашей цели, к счастью. Нужно ясное указание действий и условий. За всем скрывается страх избрать неверный путь, зайти в тупик или потратить время на бесцельные блуждания, то есть совершить ошибку.
С путем к цели происходит то же, что и с ней самой. Отсутствует правильное понимание множества мудрых советов. Их невозможно понять до начала пути. Только в процессе движения приходит постижение. Пока же советы имеют к нам столь же незначительное отношение, как и понятия, описывающие цель (Бог, единство…). Отсутствует их внутреннее ощущение.
Итак, обратимся снова к самим себе. Будем послушны внутреннему голосу. Если мы ощущаем непреодолимое стремление, значит, мы сможем найти путь к его удовлетворению. Как раз об этом и толкуют все философии и религии. Я, конечно, могу отрицать этот путь, раз я его не хочу видеть, но он — во мне. Заглянем же внутрь себя. Там кроется стремление, чувство того, что вызывает желание. Прочие чувства — это голод, усталость, удовольствие, доставляемое собственными действиями, злоба и т. п.
Многие (и даже те, кто часто и подолгу занимается внутренним созерцанием) спросят себя, где же проходит путь, который мы в состоянии постигнуть. Но это именно он! Нужно лишь почувствовать и принять то, что заключается в нас самих. Пусть это будет мысль, злость, радость, гнев или благодарность — все равно, что именно, нужно это воспринять и прочувствовать. В этом все! Мы в качестве свободной сущности, каковой мы и являемся, решили пережить нечто определенное, что не обязательно осознавать. Пережив это, прочувствовав, мы достигнем своей цели. Мы снова решаемся на переживание, начиная новый виток. Такова игра.
Если же мы чего-то не хотим больше испытывать, хотя бы потому, что изменили точку зрения, мнения, — мы оказываем сопротивление, боремся против данных отношений. Мы больше не входим в жизненный поток. В этом причина всякого страдания: мы отрицаем переживание того, что сами выбрали. Но без того, чтобы пережить, прочувствовать, мы не можем от этого избавиться. Оно делается неотвязным, постоянно прорывается на первый план, стремясь осуществить первоначальные намерения.
Если же принять все, что предполагалось, и с готовностью пережить, все эти ограничения снимаются. Это подход, который подразумевается, когда говорят «Будь честен!», и точнее всего он выражается формулой «Истина сделает вас свободными». Действительна только истина. И все, что я верно воспринимаю, действительно остается во мне и стремится лишь быть прочувствованным. Истина всегда проста. Не нужно делать ничего особенного. Таков путь к удовлетворению непреодолимого стремления. Что нас от этого отделяет?
Многое из того, что в нас заключено, мы не хотим чувствовать. Мы не хотели носить в себе ничего подобного, мы отрицаем ненависть, агрессивность, нетерпимость, но также и мощь, силу и т. п. Наши представления о том, какими мы должны быть, о том, что такое добро и зло, о том, какими бы нам хотелось или ни в коем случае не хотелось бы быть, — все это определяет, что мы принимаем и что отвергаем и переиначиваем.
Но все эти особенности мы храним в себе, и пока мы оцениваем, присоединяем то, что нам бы хотелось иметь, отвергая то, что нам не нравится, происходит частичное вытеснение. Оно-то и создает напряжение и предопределяет страдание.
Потенциал удовлетворения своих желаний мы несем в себе. Но если мы находимся в согласии с собой лишь отчасти, наше счастье тоже будет неполным. Необходимо познать всю целостность собственного внутреннего мира. Именно поэтому постоянно всплывает вопрос: «Кто же я на самом деле?» Этот вопрос неизбежен в процессе поисков самого себя: той части внутреннего мира, которая не осознана, поскольку вытеснена и нежеланна.
На эти решающие вопросы мы ищем ответ повсюду, забывая о том, что жизнь — идеальный учитель. Можно внешним образом постигнуть, что мы отрицаем в себе и что принимаем. Все, что мы не приемлем в других, считаем плохим, указывает на то, что мы считаем нехорошим в себе, и соответственно не желаем видеть. Мы безошибочно различаем все это в других, так как уверены, что это не имеет к нам ни малейшего отношения. Прекрасное заблуждение!
Каждый по собственному опыту знает, что иногда раздражают такие обстоятельства, которые в другое время были бы безразличны. Раньше нам мешали такие особенности, способы поведения, которые теперь не создают ни малейших проблем. Это со всей очевидностью показывает, что сила воздействия внешних обстоятельств и людских особенностей регулируется нами самими. Другой, «противник», служит лишь пусковым механизмом.
При этом замечательно также, что мы почти не воспринимаем тех особенностей, которые нам не мешают, а некоторые начинают нас раздражать лишь с течением времени. Вот и другой признак того, что причина воздействия других людей на нас, очевидно, находится в нас самих.
При более внимательном и добросовестном рассмотрении можно выявить закономерности нашей скрытности по отношению к другим людям. Люди, ведущие здоровый образ жизни, может быть, несколько фанатичные в наших глазах, мешают нам только тогда, когда они пробуждают в нас угрызения совести и воспоминания о собственной добродетели. В прочих случаях они нам столь же безразличны, сколь и люди совершенно развращенные. То, что нас многое раздражает в людях, которых мы не особенно ценим, определяется нашими собственными представлениями о привлекательных манерах, не допускающими подобного поведения. Почему некоторых так раздражают мнения, высказанные без прикрас? Потому что сами они не отваживаются сказать то, что думают.
В конечном счете, те, с кем мы общаемся, показывают нам, чего же нам недостает. Агрессивные чувства по отношению к другим всегда направлены на их носителя. Нетерпимость, ненависть, гнев и т. п. — то, чего всегда заслуживаем мы сами. А поведение, не дающее в целом хорошего самочувствия, рано или поздно становится причиной многочисленных заболеваний — это широко известно и признано.
Те особенности, которые мы одобряем в себе, не мешают нам в других. Тот, кто сознает собственную ненадежность и мирится с ней, способен примириться с ненадежностью ближнего.
Оборотная сторона медали, к сожалению, редко привлекает внимание. Принцип и здесь тот же. Окружающий мир многообразен, не ограничен лишь тем, что мы считаем неприемлемым. И в нашем подсознании хранятся не только особенности и склонности, которых мы теперь не желали бы иметь, но и такие, которые мы определили бы как положительные. Мы способны воодушевиться действиями людей, с нашей точки зрения особо одаренных: можем заявить, что любим таких людей. Мы стремимся приблизиться к ним, может быть, даже войти с ними в отношения, завязать связи и стать сопричастными их потенциалу. Часто мы называем это любовью, но, по правде сказать, это нужда. К несчастью, мы испытываем трудности, пытаясь освоить как собственный потенциал те особенности, которые нам требуются. Нам не верится, что они принадлежат и нам, что мы носим в себе такой потенциал, что мы его заслуживаем и действительно можем сознательно подключить.
Признаем ли мы это или нет, наш мир отражает целостность нашего бытия. Если мы восхищаемся людьми, влюбляемся в их особенности и характерные черты, — это всего только отражение нашего собственного бытия, даже если мы не хотим допустить такой возможности. В себе мы несем все, «негативное» и «позитивное», осознанное и неосознанное.
Любая оценка становится показателем того, что мы не принимаем какую-то часть себя. Сопротивление, отрицание, критика всегда направлены против их носителя. Любое «желание обладать», любая нужда — это непризнание собственных способностей. Так внешнее становится лишь зеркалом моего бытия. И зеркало показывает, что я не являюсь «целостным», и помогает мне обрести «целостность». Это и означает «становление единства» со всем миром. В таком единстве я смогу принять целиком свое бытие и выявить свой потенциал. Мое страстное желание исполнилось: я счастлив!
Стало быть, любое общение помогает нам распознать, что еще не принято нами как часть нас самих. Это определяет намерение, скрытое за целью партнерства: выявить, чем же мы являемся на самом деле.
Поскольку мы склонны избегать всего неприятного, мы избегаем многих людей. Тем самым мы отнимаем, конечно, у себя возможность внутреннего роста. Мы исходим из того, что другие ответственны за наше хорошее и плохое самочувствие. При этом оказывается, что искусство, бизнес, выражение или что-то еще, относящееся к жизненным проявлениям других, мне не подходят. Что-то нам мешает, кажется фальшивым, неправильным, дурным, неподходящим.
Многие не осознают этого и проецируют вовне то, что находится внутри их, перенося свои восприятия на других людей. «Это меня ранит!», «Ты меня разочаровал и предал!», «Ты виноват!», «Ты меня осчастливил!». Иногда это принимает другой вид: «Я должен остерегаться оскорбления, предательства, разочарований и т. п.!» Такие люди ощущают себя жертвой, они зависимы от первого встречного, от того, «посчастливится» ли встретить подходящего партнера. Так возникают соответствующие отношения и заключаются союзы. А ведь все, кто нам попадаются, — «подходящие люди». Партнер, коллега, друг или враг — ведь любого из них мы выбираем, поскольку он нам нечто показывает и помогает «развить» что-то в себе, достать из глубины, чтобы мы могли яснее осознать, кто же мы на самом деле.
В этом смысл нашего бытия; вот что нам, собственно, нужно: выявление и собственное реальное бытие.
То, что в нас осознает эту закономерность, требует от нас встреч с людьми и выбора партнера, который бы лучшим образом содействовал достижению указанной цели. Тут не работают понятия «добра и зла» или «правильного и неправильного», предметы берутся такими, каковы они есть, не раскладываются по ящикам картотеки. И как раз это открывает нам возможность познать себя, перестать отвергать то, что в конечном счете принадлежит нам самим. Сопротивляясь, мы вредим собственному развитию. Точнее сказать, развитие происходит в любом случае. Наше высшее Я не занимается оценками и отбором. Развитию невозможно помешать. Происходит лишь то, что мы воспринимаем его болезненно, поскольку мы этого не желаем, прикладываем ко всему мерки и оказываем сопротивление. Вот причина страдания. Если бы мы оказались в состоянии готовности к переживанию, прекратили сопротивление, то мы познали бы, что не существует «добра и зла», «правильного и неправильного». В этом высшем состоянии сознания все едино, отсутствует система оценок, поэтому, очевидно, расширяются возможности влияния на внешний мир.
Такой переход, естественно, характеризуется постепенностью, и каждый из нас находится в какой-то точке этого пути. Чем дальше мы заходим, тем беззаботнее реагируем на так называемые внешние условия, тем бесстрашнее становимся и тем полнее развиваем свои способности формировать внешний мир. Мы действительно являемся творцами и становимся все более сознательными творцами нашего мира.
Рассматривая эту закономерность, мы выявляем существенную роль партнерства для нашего развития. Эти отношения начинаются состоянием влюбленности, фазой, когда мы видим другого только с лучшей стороны и ничто не может нас в этом поколебать. В это время возникают близость и доверие.
Лишь спустя долгое время мы начинаем воспринимать особенности, которые нам не очень нравятся. Но тем временем связь делается уже настолько прочной, что это открытие не в состоянии порвать ее. Мы примиряемся с тем неприятным, которое в прочих случаях не приемлем. Чем больше доверие, тем больше столкновений мы способны предотвратить. В этом великая ценность партнерства. Его значение в человеческой жизни для многих чрезвычайно поучительно.