При получении мультимодальной оценки BASIC I. D. напоминает, чтобы мы рассмотрели каждую из семи модальностей и их взаимную зависимость. Он подразумевает, что мы — социальные существа, которые двигаются, существуют, представляют, думают и что в своей основе мы биохимические и нейро-психологические создания. Студенты и коллеги часто спрашивают, являются ли какие-либо отдельные области более значимыми, более весомыми, чем другие. Для полноты оценки пристального внимания требуют все семь областей, но биологическая и межличностная модальности, возможно, являются особенно значимыми.
Биологическая модальность оказывает сильное влияние на все другие модальности. Неприятные сенсорные ощущения могут быть признаком многих соматических болезней; крайние эмоциональные реакции (беспокойство, депрессия, ярость) могут целиком иметь в своей основе биологические факторы; ошибочные мысли, мрачные представления, мысли о смерти, страхи могут быть вызваны исключительно химическим дисбалансом; неудачное личностное и межличностное поведение может быть вызвано многими соматическими состояниями, от токсикации (например, наркотиками или алкоголем) до внутричерепных повреждений. Следовательно, когда возникают любые сомнения по поводу возможного влияния биологических факторов, необходимо их детально исследовать. Человек, у которого нет медицинских или физических проблем и который удовлетворен теплыми, значимыми и надежными отношениями, склонен считать, что жизнь удалась и в личном, и в межличностном плане. Следовательно, биологическая модальность служит основой, а межличностная модальность, по-видимому, является вершиной. Семь модальностей никоим образом не являются статичными или линейными, они существуют в состоянии взаимной зависимости.
Пациент, обратившийся к терапевту, может указать любую из семи модальностей как начальную точку. Это могут быть эмоции («Я страдаю от беспокойства и депрессии»), поведение («У меня навязчивая привычка»), межличностные отношения («Я ругаюсь со своей женой»), ощущения («У меня сильные головные боли и боль в челюсти»), представления («Я не могу выкинуть из головы картину похорон моей бабушки, и мне часто снятся плохие сны»), когниции («Я знаю, что поставил перед собой нереальные цели и слишком много ожидаю от других, но я не могу понять, как изменить это»), биологическая модальность («Я чувствую себя хорошо с тех пор, как принимаю литий, но мне нужно, чтобы кто-нибудь следил за уровнем содержания его в крови»).
Наиболее часто, однако, люди приходят к терапевту с проблемами по двум или больше модальностям: «У меня различные боли, которые, как говорит мой доктор, вызваны напряжением. Еще я слишком много тревожусь и давно чувствую себя подавленным. Еще я очень злюсь на своего отца». Прежде всего, целесообразно вовлечь пациента в терапию, обращая внимание на те темы, модальности и области проблем, о которых он или она сообщают. Если слишком быстро перенести внимание на другие моменты, которые могут показаться более важными, то это, вероятно, только заставит клиента почувствовать, что его не принимают во внимание. Когда взаимопонимание установлено, тогда к более значительным проблемам перейти гораздо легче.