В настоящее время наиболее популярна классификация стилей родительского поведения Дианы Бомринд, которой следуют многие авторы (Реан А. А., 1999; КрайгГ., 2001; Человек от рождения до смерти, 2001). Крайг Г. составила достаточно полную классификацию стилей родительского поведения, состоящую из 4 стилей на основе исследований Д. Бомринд (1975), Маккоби и Мартин (1983). Ангоры базировались на фиксации двух факторов воздействия на ребенка в семье — родительского контроля и родительской теплоты.
Понятие «родительский контроль» имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций, выражающееся в требованиях подчинения правилам, выполнения детьми своих обязанностей. Контроль — это попытка влиять на деятельность ребенка.
Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение, выражающееся в похвалах, поддержке ребенка или, наоборот, в какой степени они критикуют, наказывают его.
Выделяемые авторами стили поведения варьируют на основе соотношения данных параметров (степени контроля и теплоты).
Авторитетный стиль Родительского поведения — образ действия родителей, отличающийся твердым контролем за детьми и в то же вре —
Мя поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Решения и действия родителей не кажутся произвольными или несправедливыми для детей, и потому они легко соглашаются с ними. Таким образом, высокий уровень контроля сочетается с теплыми отношениями в семье. Бомринд отмечала, что дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.
Авторитарный стиль Родительского поведения характеризуется высоким уровнем контроля, холодными отношениями с детьми. Родители закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, как правило, замкнуты, боязливы или угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в период подросткового и юношеского возраста обычно остаются пассивными и зависимыми; мальчики могуг стать неуправляемыми и агрессивными.
Либеральный стиль (низкий уровень контроля, теплые отношения) — образ действия родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. По мнению Бомринд (Baumrind D., 1975), многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей. Дети либеральных родителей склонны потакать своим слабостям, импульсивны и нередко не умеют вести себя на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми (Baumrind D., 1975; Watson G., 1957).
Индифферентный стиль Родительского поведения по Маккоби и Мартин, отличается низТсим контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Родители, которым свойственен индифферентный стиль поведения, не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо вследствие того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает оттого, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к де-линквентному поведению (Maccobi, Martin, 1983).
Данные о преимуществе авторитетного стиля над другими были подтверждены многими иследователями в 1980-е годы (Buri, Louiselle,
Misukanis, Mueller, 1988; Dornbush, Ritter, Leiderman, Roberts, Fraleigh,1987).
При этом обычно родительский стиль сопоставлялся с поведением
детей в младшем и старшем подростковом возрасте и с их успеваемос
тью в школе. Интересно было бы сопоставить семейную составляю
щую с дальнейшей жизненной адаптацией и успешностью жизни по
взрослевших детей из этих семей (возможно, результаты были бы не
сколько иными). «в
Бомринд отмечала, что в полных семьях родители придерживаются так называемого традиционного стиля, выполняя роли, закрепленные традицией за мужчиной и женщиной. При этом муж (отец) может придерживаться авторитарного стиля, а мать быть более заботливой и разрешающей (Baumrind, 1989).
Данные по родительским стилям имеют обобщенный характер как стиль родителей в целом. Однако рассмотрения стилей воспитания самих по себе — теоретический взгляд, не учитывающий множественность наличия в семье всех ухаживающих за ребенком лиц.
Следует учитывать не только стиль воспитания, присущий родителям, но и то, кто является основным воспитателем-социализатором, посвящающим ребенку больше времени. Несмотря на нуклеарность семьи, уход за ребенком во многих семьях осуществляют другие родственники — бабушки, дедушки, реже — более отдаленные родственники — тетка матери (двоюродная бабушка), прабабушка. Поэтому несмотря на отвергающий стиль родителей — доминирующую гипо-опеку, ребенок во многом формируется под влиянием заботливого, с мелочной опекой, отношения старой женщины-бабушки.
Об этом писали отечественные психиатры. Так, помнениюА. И. Захарова, рассматривая преобладающий тип родительскою влияния на ребенка, мы должны учитывать, что эффективность этого влияния во многом зависит от того, кто из членов семьи доминирует и как он доминирует, а также от значимости влияния какого-либо члена семьи на ребенка, сопряженного с большей привязанностью его к этому члену семьи. Распределение отношения эмоциональной заботы у 99 матерей по частоте следующие: принятие типа опеки — 43, гиперопеки — 32, просто принятие — 18, непринятие (отчужденность) — 6. У отцов из 90 человек: просто принятие — 13, непринятие —23, принятие типа опеки — 22, гиперопеки — 2.
Обычно подчеркивается важность единства родительских подходов к ребенку. Однако некоторые авторы рассматривают различие отношения к одному и тому же проступку ребенка как позитивное явление: если отец накажет, то мать пожалеет, если оба родители строги, то ба —
Бушка смягчит обстановку (Белов В. И.). Отмечается также нежелательность негативных санкций обоих родителей по любым поводам, приберегание карающей роли отца для особо существенных ситуаций, так как в противном случае, если по любому поводу на ребенка накидываются и мать, и отец, ему очень тяжело (Макаренко А. С, 1981).
Крайг пишет о том, что методы приучения детей к дисциплине менялись так же, как и другие аспекты культуры. В течение 1950-х и в начале 1960-х годов в литературе, посвященной воспитанию детей, встречались предостережения против применения строгих, парализующих волю детей дисциплинарных мер; родителей пугали тем, что они подавляют эмоции своих детей и превращают их в тревожных, подавленных, невротичных людей. В педагогической же литературе 1970-х и 1980-х годов, напротив, указывалось на то, что детям необходим определенный внешний социальный контроль, последовательность и твердость в требованиях родителей, для того чтобы дети могли чувствовать себя спокойно и уверенно. Сейчас уже можно сделать вывод, что в 1990-е годы сохраняется тенденция к более жесткому родительскому контролю. Конечно, потребность детей в любви и одобрении также признается в руководствах по воспитанию детей (Perry, Bussey, 1984).
Росс Кемпбелл в книге «Как по-настоящему любить своего ребенка» подчеркивал значение таких взаимоотношений с детьми, которые он называет «безраздельным вниманием». «Безраздельное внимание к ребенку означает пристальное, неделимое внимание к нему, которое позволяет ему с полной уверенностью ощутить себя любимым, почувствовать, что за ним признают его право на безраздельное наше внимание, наше признание и безоговорочное уважение. Короче говоря, безраздельное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он самый важный человек на свете для своих родителей» (Кемпбелл Р., 1995, с. 65).
Безраздельное внимание, по мнению автора — это не то внимание, которое уделяют ребенку, если позволяет время; это острая потребность каждого ребенка. Что такое безраздельное внимание, с точки зрения детей? «Я один на один с мамой (или папой)». «Она (он) полностью в моем распоряжении». Смысл безраздельного внимания в том, чтобы дать ребенку почувствовать нечто похожее» (Кемпбелл Р., 1995, с. 71). Автор уверен, что мнение ребенка о самом себе и его взаимоотношения с окружающим миром зависят от того, как эта его потребность удов^ летворяется. Не получая безраздельного внимания, ребенок чувствует постоянное беспокойство, потому что ему кажется, что все остальное в мире гораздо важнее его самого. Ребенок утрачивает чувство безопас —
Ности, при этом замедляется его эмоциональное и психическое развитие. Такие дети обычно более замкнуты и имеют трудности в общении со сверстниками. Им непросто справляться с конфликтом, и обычно реагируют на него они неудачно. Они полностью зависят от учителя или других взрослых, с которыми контактируют. Некоторые дети, особенно девочки, ведут себя противоположным образом: они разговорчивы, подвижны, эффектны, и обычно воспитатели и учителя младших классов считают их не по годам развитыми и зрелыми. Однако с возрастом их поведение не меняется и становится неадекватным, обычно в 3—5-х классах их считают несносными как учителя, так и сверстники. Но даже в этом возрасте безраздельное внимание, особенно со стороны отцов, может значительно уменьшить беспокойство ребенка и облегчить его адаптацию в процессе взросления. По мнению Кемпбелл, найти время для того, чтобы, ни на что не отвлекаясь, побыть наедине с ребенком, — самый сложный аспект в воспитании в наше время, однако именно умение справиться с этой проблемой отличает хороших родителей от всех прочих, родителей, готовых на жертвы, наиболее заботливых, которые правильно расставили свои приоритеты.
И. С. Кон указывает, что вместо абстрактного противопоставления «благополучных» и «неблагополучных» семей социологи и криминологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г. М. Миньковский выделяет по этому признаку 10 типов семьи.
1. Воспитательно-сильные — составляют, по данным автора, 15—
20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. ‘
2. Воспитательно-устойчивые — 35—40% выборки. Создают в це
лом благоприятные возможности для воспитания, а возникающие в
семье трудности преодолеваются с помощью других социальных ин
ститутов, прежде всего школы.,
3. Воспитательно-неустойчивые— 10% выборки. Характерна не
правильная педагогическая позиция родителей (например, гиперопека и т. п.), которая тем не менее выравнивается благодаря сравнительно высокому общему воспитательному потенциалу семьи.
4. Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля
над ними; 15—20% выборки объединяет семьи, где родители по разным причинам (плохое здоровье, перегруженность работой, недостаток образования или педагогической кул муры) не в состоянии правильно воспитывать детей, утратили контроль за их поведением и интересами, уступив свое влияние обществу сверстников.
Остальные типы (10—15% выборки) являются с социально-педагогической точки зрения отрицательными, а то и криминогенными:
5. Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой.
6. Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой.
7. Маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т. д.
8. Правонарушительские.
9. Преступные.
10. Психически отягощенные (цит. по: Кон И. С, 1989).
Родителям в настоящее время советуют:
1. Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной
поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них
лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.
2. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения,
а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.).
3. Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.
4. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей.
5. Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.
6. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь
детям понять правила поведения в обществе.