Культурные переменные и мотивация, связанная со справедливостью

Если у человека сложилось мнение, что другой человек виновен в действиях, на­рушающих законы или нормы, это может вызвать гнев. Ощущение несправедли­вости — отправная точка процесса восстановления справедливости, который час­то ведет к принятию потерпевшим мер карательного характера. Поскольку в каж­дом обществе свои нормы и свои законы, понятие нарушения норм также различно для разных культур (см., например, Argyle, Henderson, Bond, lizuka & Contarello, 1986). Следовательно, конкретные события, которые инициируют процесс борьбы за справедливость, будут различными в разных культурах. Субкультурные разли­чия в рамках одного общества также можно объяснить многообразием норм. Так, было обнаружено, что мусульмане и индуисты в Индии в 21 ситуации, связанной с нарушением норм, реагировали по-разному (Ghosh, Kumar & Tripathi, 1992).

Тедеши и соавторы (Tedeschi et al, in preparation) изучали причины, вызываю­щие гнев и формы выражения гнева в четырех культурах: в Гонконге, Японии, Гер­мании и США. Они полагают, что в мультикультурных обществах больше конф­ликтов, связанных с нарушением норм и неправильным истолкованием действии индивидов, представляющих иную этническую группу, а значит, в таких обществах потенциально возможно большее количество ситуаций, вызывающих гнев. Поэтому можно предположить, что чувство гнева чаще испытывают жители США и Гонкон­га, чем население Японии и Германии, в особенности это связано с отношением к «чужим*. В обществе, в состав которого входят представители разных культур, существует гораздо больше социальных контактов с «чужими», а следовательно,

Гораздо больше возможностей негативных последствий таких контактов. С другой стороны, в более гомогенных культурах «чужие» должны восприниматься как бо­лее опасные для ценностей «своих», а значит, могут вызывать более сильный и явно выраженный гнев.

Кроме того, проявления гнева могут регулироваться культурными нормами. Явное выражение гнева воспринимается как антиобщественное действие у гебуси в Новой Гвинее и у представителей эскимосов в Северной Америке (Knauft, 1987). Сдержанность в проявлении гнева у этих народов можно объяснить социальными последствиями его выражения. То, что нанесение ущерба или обиды скрывается, не означает, что потерпевший ничего не предпринимает для восстановления спра­ведливости. Хотя гебуси не проявляют свои чувства открыто, у них отмечены весь­ма высокие показатели распространенности убийств (Knauft, 1987). Невозмож­ность выразить гнев и обиду снижает вероятность того, что сатисфакция может быть получена мирным путем, например через возмещение убытков или принесе­ние потерпевшему извинений, и это приводит к чрезвычайно жестоким формам возмездия.

Updated: 30.12.2013 — 21:31