Если хочешь сокрушить армию противника, или напасть на его город,
Или убить его людей, всегда нужно сначала
Узнать имена тех, кто состоит у него на службе, его помощников,
Часовых и начальника охраны.
Все это должны узнать твои шпионы.
Сунь Цзы. Искусство войны, глава 13, стих 20
Как мы пытались показать, медиаторы и модераторы играют ключевую роль, помогая осмыслить в психологическом аспекте ту роль, которую играет культура, определяя поведение человека. Однако выявление и увязывание предполагаемого медиатора или модератора с определенным социальным поведением — задача нелегкая. Д. Коэн рассказал (личная беседа, 1999), что в связи с темой агрессии
Он и его коллеги провели оценку большого количества предполагаемых медиаторов суррогатов убийства в ходе исследования феномена южной культуры насилия. Они опробовали разные критерии, например установку, что оскорбление наносит ущерб мужской репутации оскорбленного. К сожалению, ни один из показателей не обнаружил корреляции с результирующими показателями поведения. Поэтому мы не знаем, какой психологический процесс опосредует агрессивное поведение, изучением которого занимались исследователи,
Рассматривая различия между Севером и Югом, Коэн (Cohen, 1997) замечает, что
С точки зрения важности, самые слабые различия между Севером и Югом были обнаружены в изложении позиций… Людям было намного легче реализовать установки, связанные с культурой чести, чем сформулировать их (р. 126).
Эти данные говорят о том, что выявление медиаторов может быть достаточно сложным делом. Как полагает Коэн, культурные различия в поведений, возможно, носят наиболее выраженный характер там, где они проявляются на уровне полного автоматизма:
Но поскольку они либо очень прочно усвоены (либо просто никогда не преподносились в процессе обучения в явной форме), они могут проявляться, минуя сознание. Наши вербально оформленные рассказы и суждения явным образом связаны с сознательным уровнем обработки информации, поэтому они могут быть абсолютно не связанными с культурными нормами, усвоенными на предсознателыюм уровне (р. 126).
Из сказанного можно сделать вывод, что многие культурные различия в поведении могут не проявляться через параметры сознательных процессов, которые непосредственно связаны с поведением. Возможно, нам придется забросить сети поглубже, чтобы выловить конструкт, не столь очевидным образом связанный с поведением. В связи с этим могут быть полезны системы всесторонней оценки параметров личности, подобные новому «НЭО личностному опроснику», поскольку они включают вопросы, касающиеся ценностных ориентации, установок, самоотчетов в связи с конкретными типами поведения, чертами характера и т. п. Если рассуждение Коэна разумно, возможно, нам придется искать медиаторы иного типа, например совокупности привычек (см. Cattell, 1965), или обратиться к почерку (см., например, работу о почерках Wierzbica, 1994).