Лихоманов А. Е.
В современном постиндустриальном обществе активно развиты различные виды психотерапевтических практик. Наша страна здесь не составляет исключение. Среди населения (особенно в молодежной среде) находится все больше приверженцев разных форм психотерапевтических практик. Наряду с распространением практик собственно клинической психотерапии и психокоррекции, особый путь развития получили сакральнопсихотерапевтические практики. Общества или группы, использующие указанные практики, не являются религиозными в полном смысле.
Речь идет о популярном ныне философско-духовном психотерапевтическом веянии. Подобные практики представлены танцевальнодвигательными, театральными и другими телесно-ориентированными занятиями-тренингами. Как правило, современные сакрально-терапевтические практики сочетают в себе философию восточных мистических учений и практик и современные психотерапевтические методики. Многие «мастера» современных сакрально-терапевтических практик составляют собственные методики занятий на основе уже известных как в научной (религиоведение, психотерапия), так и в эзотерическо-оккультной литературе. Такие «авторские» методики (подчас весьма оригинальные) обращены к их адептам как в групповой, так и в индивидуальной формах, чтобы как можно деликатнее добиваться «Самораскрытия». В поисках исцеления (духовного и физического), трансформации мышления, люди обращаются к подобным практикам.
Распространение указанных практик приобретает массовый характер в нашем обществе. В связи с этим любопытна коммуникативная составляющая данного явления.
Многие объединения и группы, использующие сакрально-психотерапевтические практики, характеризуются сектоведами как психокульты (чаще в негативном смысле, с указанием на их отрицательное воздействие на клиентов).
Активное распространение идей и практик сакрально-психотерапевтического толка требует более внимательного исследования. Понять смысл и назначение массовых сакрально-психотерапевтических движений поможет анализ таких практик, изучение целевой аудитории, особенностей мировоззрения руководителей и исполнителей. Именно такой подход представлен в докладе. С опорой на авторские полевые материалы, мною будет показана специфика исследуемых групп (отдельно взятых мастер-классов), а сами практики будут выделены из прочих психотренингов. Отдельное внимание в исследовании посвящено генезису таких сообществ и их популярности среди молодежи.