‘ Чувства не являются внешним проявлением
Подобна цветению, они погружены в самые глубины і.. • [ : . индивидуума; их корни уходят в потребности и инстинкты, иными славоми, в движение.
,, ( Каждое чувство, имеющее соответствующий жест,
Четка показывает графически запись физического состояния того человека, который зафиксировал это движение.
Т. Рибо
При изучении алкетных материалов важное значение имеет почерк человека, исследованием которого занимается графология. Графология — это учение о почерке как разновидности выразительных движений, отражающих психологические свойства и психические особенности состояния пишущего. Например, сильное преувеличение длины линий по сравнению с эталоном трактуется графологами как показатель эмоционального возбуждения — как и крупный почерк. Диагностическое значение подобных тестов подтвердили российские психологи в лаборатории Б. Ананьева [4].
Раскрытие связей между особенностями почерка и личностью — это раскрытие интимных и в то же время наиболее общих внутренних качеств человека. Так, особенности психологии мужчин и женщин проявляются уже в различных типах почерка, которые, как можно предположить, моїут обнаружиться и в трудовой деятельности. Например, мужской почерк, по данным В. Багру нова, характфизуется следующим [б]: беззаботный, неробкий; торопливый; неправильный ‘неравномерный); буквы остаются открытыми (например, I — без точки); почерк некрасивый, плохо выглядит; размашистый; широкие линии и широкие буквы; твердый, сильный нажим; острые углы; ошибки; индивидуальный — оригинальный; наклон вперед; свободный.
Женский почерк: тщательный; чистый; единообразный; точный; определенный; правильный; буквы без пропуска знаков; красивый; маленькие линии
без нажима; округленный, стандартный; наклон назад; компактный; с близко стоящими буквами.
Графология, как и многие другие учения, шла долгим и извилистым путем скрупулезного накапливания отдельных наблюдений, чтобы установить связь между двумя рядами фактов — особенностями почерка и характера. При этом некоторые связи, как отмечает Л. Гуревич, довольно очевидны: "Чудак (оригинал) пишет своеобразно, поэтому его легко и узнать" [4]. Графологи прошлого отмечали, что сильный нажим означает развитость чувственных влечений, а крупный почерк — энергичность, возвышенность души, тщеславие, развитое чувство собственного достоинства, склонность к широкому размаху, общительность, желание выдвинуться. Если разобраться в этих заявлениях, то нетрудно убедиться, что все они имеют общее: все это возможно в человеке при повышенной возбудимости, активности влечений. Наоборот, сдержанность, расчетливость, самообладание, наблюдательность, которые приписывались мелкому почерку, возможны при стиле тормозного процесса и при несколько сниженном общем тонусе.
Результаты современных исследований подтверждают имеющуюся взаимосвязь почерка с некоторыми психическими особенностями человека. По мнению многих психологов, в почерке больше, чем в любой другой двигательной активности человека, проявляется его психическая сущность. Дело в том, что неосознанное напряжение определенных групп мышц сопровождает все душевные движения человека. Так, если человек находится в каком-то стойком эмоциональном состоянии или есть стойкая тенденция в поведении, то это проявится в стойком напряжении отдельных мышечных групп. Различия же в тонусе разных мышечных групп будут источником различий и в расположении линий на бумаге, что проявится в своеобразии почерка [4]. К тому же за долгую историю человечества некоторые геометрические понятия превратились в символы, к которым люди относятся по-разному, принимая или отвергая их.
Например, "острые углы", как правило, ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью, что зачастую отражается в написании букв; но если упорство и резкость неприятны, человек будет избегать в письме острых углов, потому что знает об этой ассоциации. Почерк зависит также от типа нервной системы, что подтверждается современными исследованиями по профессиональному отбору людей [4]. Ведь для письма, как и для всякой работы, человек затрачивает определенную энергию, и ее можно истратить на эту работу больше или меньше. Одно и то же можно написать большими или маленькими буквами и можно при этом нажимать на бумагу с большей или меньшей силой. А зависеть это будет от "энергетического блока" мозга, с которым связаны аффекты и общая активность коры, что проявляется в соответствующем типе высшей нервной деятельности человека.
Графологический анализ широко используется в практике кадровой работы промышленно развитых стран. Например, в оценочных центрах США при подборе новых работников широко используется графологический анализ анкеты претендента. В этой связи все чаше используют графологические бюро, специализирующиеся на анализе профессиональных и личных качеств претендентов на различные управленческие должности по их почерку. Графологический анализ явился для компаний и правительственных учреждений более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты. Например, графологическое бюро Ш. Курц в Нью-Йорке, состоящее из пяти сотрудников, анализирует до трехсот черт характера, принадлежащих обладателю одного почерка. Наибольшую известность этому бюро принесла характеристика, выданная им в 1980 г. Р. Рейгану во время его первой президентской кампании: "Этот человек не склонен к глубоким взвешенным размышлениям. По складу ума он не мыслитель. Ему ближе решение сиюминутных задач".
Отечественные психологи обратились к почерку в 20-30-е годы, когда была установлена связь почерка с типом телосложения человека и были проведены исследования по установлению характерных различий между почерками астеников и пикников. Крупнейший русский графолог Д. Зуев-Инсаров разработал систему графологических признаков, посредством которых по почерку можно установить пол, возраст, образование, род занятий и дать некоторые характерологические оценки индивида. Однако в 30-е годы графологии было отказано в праве на существование, и исследования прекратились.