I. N. Rahmanina
Astrakhan State University
Features of interpersonal relations in the family, caused by national mentality of nogaizu as a small peoples’ group living in conditions of multicultural space
The analysis of results of research of features of interpersonal relations in the family, caused by national mentality of nogaizu is submitted in this article. It is judged that so called polyethnic space renders some essential influence on traditional ethnic culture and derivates some modern modernized forms of the last one.
Интерес исследователей к проблеме психологии этнических различий, менталитета и межэтнического понимания продиктован насущными потребностями современной действительности. Понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов способствует осознанию равноправия различных культур, важности места и роли каждого народа в историческом развитии, помогает выработать взаимоуважительные принципы межкультурного и межнационального общения и взаимоотношений, преодолеть межнациональные барьеры.
В теоретических и экспериментальных исследованиях менталитета представлены сущность этнической идентичности и этнического самосознания (З. В.Анайбан, С. Т.Абдулкаримов, П. В.Валынкин и др.); этнопсихологические особенности русских и динамика изменений их сознания (Т. Г.Батасова, А. О.Бороноев и др.); этнопсихологические характеристики других народов России (Т. Д.Скрынникова, В. А.Сокольникова, А. А. Ярлыкапов и др.). Однако, несмотря на обилие этнопсихологических исследований, по нашему мнению, менее изученными в психологии остаются особенности межличностных отношении народов, малокомпактно проживающих в условиях мультикультурного пространства.
С целью выявления основных социально-психологических особенностей межличностных отношении в семьях ногайцев, малокомпактно проживающих в мультикультурном регионе, были использованы теоретичес — кии анализ литературы по проблеме, анализ документов и различные виды опроса: анкетирование и нестандартизированное интервью.
Выборку составили 200 испытуемых — ногаицев: 106 из которых жители села Лапас и 94 жители села Растопуловка. Возраст испытуемых составлял от 18 до 45 лет. Были опрошены разные слои населения.
В ходе анализа документов мы определили, что ногаицьі-карагаши — локальная этническая группа, проживающая на территории Астраханскои области. Общая численность, согласно официальнои статистике (перепись 2007 года), составляет 4 570 человек, неофициальнои — около 10 000 чел. Территория расселения карагашеи в Астраханскои области начинается с 70-х годов XVIII в. Основное место расположения — Крас — ноярскии уезд Астраханскои губернии, где карагаши стали активно переходить от кочевого к полуоседлому, а затем и к оседлому образу жизни. До 2006 года XX в. современная территория компактного проживания карагашеи приходилась на земли Красноярского раиона. Помимо этого, ногаицы-карагаши проживали в Харабалинском раионе и пригороде Астрахани (Материалы…, 2007, с.38) . В настоящее время в связи с переселением из санитарно-защитнои зоны (СЗЗ) Астраханского газового комплекса жители вышеуказанных сел были переселены в село Растопуловка (Приволжскии раион).
Теоретическии анализ этнографическои литературы показал, что но — гаиская семья в прошлом была патриархальной По свидетельствам этнографических и фольклорных данных, главои семьи выступали соответственно дед, отец, старшии брат. Главе семьи все ее члены подчинялись беспрекословно.
Однако результаты нашего исследования показали, что только 21,9% женщин даннои национальности, в условиях мультикультурного пространства полагаются на мнение мужа по многим вопросам: по финансовым вопросам мнение мужа учитывают 18,3% жен; по вопросам воспитания детеи полагаются на мнение мужа 12,1 % жен; по хозяиствен — ным вопросам — 10,9%. Обсуждают проблемы детеи, полагаясь на мнение мужа, 6,5 % женщин; ситуацию на работе — 6,5 %; советуются по бытовым вопросам — 4,8%; по семеиным — 3,6%; по вопросам покупок — 2,4% жен. При этом большинство респондентов считают, что главои семьи является муж.
Анализ результатов показал, что в ногайских семьях отношения мужа к жене оцениваются респондентами по таким характеристикам, как уважение, вежливость в среднем на 5 баллов (при максимальной оценке в 5 баллов), требовательность, сдержанность, открытость, эмоциональность, взаимопонимание, чуткость, равноправие — на 4 балла, авторитарность — на 3 балла, конфликтность и несдержанность — на 2 балла.
Полученные данные могут свидетельствовать о том, что ногайский менталитет, несомненно, претерпел определенные изменения под влиянием времени, социально-экономических условий. В современной ногайской семье, проживающей в условиях мультикультурного региона, нет притеснения и ущемления прав женского пола, наблюдается равенство в семейных отношениях.
Также практически изжили себя в личных внутрисемейных отношениях обычаи избегания.
Классификация обычаев избегания, предложенная Я. С. Смирновой, вполне применима к ногайцам. Она подразделяет обычаи избегания на запреты в отношениях между супругами, между родителями и детьми, между женщиной и родственниками ее мужа и между мужчиной и родственниками его жены. У ногайцев все эти запреты соблюдались строго. Женщина всегда уступала место или дорогу мужчине, даже младшему. Зазорным считалось показаться без платка, которым при встрече со старшим прикрывали лицо. Одежда женщины должна была быть более закрытой, чем у мужчин (Идрисов, 2005, с. 45).
Таким образом, в ногайской семье статус старшего (главным образом мужчины) основывался на нормах шариата и адата, которые регулировали внутрисемейные отношения. При этом статус старшего был непоколебим, к его мнению прислушивались и его указания выполняли (Смирнова, 1983, с.37).
Современные ногайские женщины, проживающие в условиях мульти — культурного региона, легко и без стеснения вступают в контакт и охотно выражают мнение о мужчинах.
Как показали результаты опроса, женщины данной национальности ценят в мужчинах своей национальности уважение — 13,6%, ответственность — 10,2 % и трудолюбие — 10,2 %; кроме этого ценятся такие качества, как верность — 6,8%; работоспособность — 6,8%; честность — 5,6%; забота —
3, 4%; преданность — 3,4%; сдержанность — 3,4%; ум — 3,4%; хозяйственность — 3,4%; отсутствие вредных привычек — 2,3 %; верность традициям — 2,3%; любовь — 2,3%; мужественность — 2,3%.
Типичными недостатками своих мужей женщины данной национальности, считают алкоголизм (пьянство) — 28,3%; вспыльчивость — 8,3%; властность — 5%; лень — 5%; неверность — 5%; гордость — 3,3%; вредные привычки — 3,3%; безразличие — 3,3%.
Оказание взаимнои помощи и поддержки между родственниками с точки зрения ногаицев проявляется у представителеи этои национальности часто — 69 %, достаточно — 23, 3 %. Среди представителеи ногаицев в отношениях между родственниками в большеи степени ценится гостеприимство — 73, 3%.
Среди ногаицев ценны родственные отношения. Для них характерны взаимовыручка, взаимоуважение, поддерживание связи, оказание помощи, открытость, взаимопонимание, забота друг о друге, дружба, приветливость, гостеприимство, общительность, сплоченность, доброжелательность, добродушие, сдержанность, отзывчивость.
Полученные в ходе теоретического анализа и эмпирического исследования результаты позволили сделать вывод о том, что отрыв от исконных территории, потеря хозяиственного уклада, возрастные и психологические факторы адаптации к новым условиям, оказали существенное воздеиствие на традиционную этническую культуру и породили современные модернизированные формы последнеи. Другими словами, степень сохранения традиционного комплекса бытовои культуры в новои этническои среде и условиях оказалась в прямои зависимости от иноэтнических заимствовании, осуществляемых на фоне упрощении компонентов традиционнои культуры, что самым непосредственным образом отразилось как в материальнои культуре, так и обрядах жизненного цикла. Напротив, у тех ногаицев-карагашеи, которых не затронуло переселение (село Лапас Харабалинского раиона) замечено стоикое сохранение традиционных элементов. Здесь, отмечается более консервативныи уклад семеинои жизни, приверженность патриархальным родственным отношениям, знание родоплеменнои принадлежности.
Список литературы
Идрисов Э. Ш. К вопросу об этнокультурнои характеристике ногаицев-ка- рагашеи в связи с преподаванием родного языка / / Культурологическии подход к изучению литературы, русского, иностранного и родного языков в общеобразовательных учреждениях: Материалы межрегиональнои научно — практическои конференции (12 марта 2005 года). — Астрахань: Издательскии дом «Астраханскии университет», 2005. — С. 45.
Материалы территориального органа Федеральнои службы государствен — нои статистики по Астраханскои области (Астраханьстат). — Астрахань, 2007.
Смирнова Я. С. Семья и семеиныи быт народов Северного Кавказа. XIX — первая половина XX в. — М.: Наука, 1983. — С.37.
Е. Н. Резников
Москва, Институт психологии РАН