T. S. Skripka Smolensk, Smolensk State University
The ethnic codes in drawings of teenager and young man are the marker of ethnicculturals of appurtenance and carry out differentiating and integrating functions
This article considers analysis of cultural codes contains in drowings of teenager and young man (233) in Smolensk, Sarov, Baikonur. Creative works of three groups differ on presence of ethnic codes. In Baikonur’s sample drowings display ethnic codes. They are based on influence sociocultural factor (the Russian closed scientific city in territory of Kazakhstan) and carry out differentiating and integrating functions.
Теоретическое осмысление сферы знаково-семиотического пространства культуры, подтверждает актуальность изучения культурных кодов современной молодежи. М. Коул, подчеркивая значимость культурных аспектов, утверждает: «Не вызывает сомнений, что в современных спорах о половых различиях, о противопоставлении школы и повседневнои жизни, об этапах развития и т. п. требуется как-то систематизировать представления о роли культуры» (и знаков, ее опосредующих), в становлении рассматриваемых явлении (Коул, 1995, с.6). Концептуальная основа нашего исследования была построена на теоретических постулатах культурно-историческои психологии (Л. С.Выготскии, А. Н. Леонтьев, А. Р.Лурия, Бош, М. Коул). Одним из приоритетных направлении, изучавшихся представителями культурно-истори — ческои школы, была проблема роли этнокультурных факторов в психичес — кои жизни человека. Как отмечает автор этнофункционального подхода А. В. Сухарев, «.. .этничность является системообразующим фактором в процессах воспитания, обучения и психотерапии, определяющем целостность (степень организованности) процесса психическои адаптации» (Сухарев, 1996, с.84). Поэтому выявление общегрупповых нормативов а также индивиду- альнои специфики употребления этническои составляющеи знаково-семиотического пространства культуры может стать основои для определения стратегии психологического сопровождения учащихся.
Отправными точками дальнеишего эмпирического изучения являются следующие теоретические положения: 1. Культура — не только детерминирующая среда, но и источник развития личности, осуществляющии воздеиствие с момента рождения и на протяжении всего жизненного пути личности посредством системы знаково-символических объектов. 2. Культурные коды — это знаково-символические системы культуры, предназначенные для трансляции культурных смыслов. 3. Культурные коды дифференцируются по степени обобщения культурнои информации, времени возникновения и продолжительности существования в культурогене — зе. На основании названных критериев можно выделить первичныи код (архаическии, пракод) и вторичные коды культуры (эпохальные, этнические, локальные и индивидуальные).
Этнические коды культуры являются выражением этноспецифич — нои картины мира. Такие коды транслируют способ членения реальности, систему ценностеи, этноспецифичные мифологические представления и т. д., принятые в данном этнокультурном сообществе. Коды дан — нои группы обладают высоким уровнем обобщения культурнои информации, относительно устоичивы во времени, функционируют в достаточно обширном географическом диапазоне. Однои из основных функции: этнических кодов является обозначение этническои принадлежности его носителей Интеграция либо дифференциация на основании данного критерия возможна по трем основным признакам (Гумилев Л. Н., Бромлеи Ю. В., Сухарев А. В.): климато-географическому, антропо-биологическому и социокультурному.
Целью нашего исследования являлось расширение представлений о культурно-семиотическом пространстве современных подростков и юношей, изучение системы актуальных для группы а также индивидуальноспецифичных этнических кодов культуры, воплощаемых в рисунках данной возрастной категории. Так, А. Н. Леонтьев пишет: «… превращение человеческой деятельности в ее продукт выступит перед нами как процесс воплощения в продуктах деятельности людей их психических особенностей» (Леонтьев, 1981, с.195). Исследование культурных кодов проводилось на материале рисунков, выполненных при дополнении стимуль — ных фигур до любого целостного образа (адаптированный тест дивергентного мышления Ф. Вильямса (Туник, 2003, с.6 )).
Наше исследование осуществлялось в течение 2005-2009г. г. в г. Смо — ленск (35 учащихся 11-х классов и 36 учащихся 1 курса психолого-педа- гогического факультета Смол ГУ) и Закрытого Административного Территориального Образования г. Саров Нижегородской обл. (41 учащийся 11-х классов и 38 студентов 1 и 2 курса Саровского медицинского колледжа), а также в г. Байконур республики Казахстан (83 учащихся средних и старших классов). Смоленская выборка представлена в подавляющем большинстве русскими испытуемыми. Байконурская выборка состоит из русских и казахов. Саровская выборка представлена в основном представителями русского и мордовского этносов. В общей сложности было проанализировано более 2300 рисунков.
Рассмотрим факторы, детерминирующие развитие испытуемых трех указанных регионов и проследим их отражение в культурных кодах анализируемых творческих работ. Смоленская выборка представлена в подавляющем большинстве русскими испытуемыми. Байконурская выборка состоит из русских и казахов. Саровская выборка представлена в основном представителями русского и мордовского этносов. Саров и Байконур относятся к числу городов, градообразующими предприятиями которых являются исследовательские лаборатории и испытательные площадки ядерной и космической промышленности. До настоящего момента в городах действует пропускной режим, что, безусловно, оказывает влияние на формирование социокультурной среды. Так, например, локальными кодами в г. Саров являются понятия «большая земля», «зона» (отметим, что в значении этого слова отсутствует коннотативный маркер криминальной субкультуры), также в городской субкультуре явно прослеживается дифференциация жителей закрытого города и всех остальных россиян на «мы» и «они».
Необходимо более детальное исследование знаково-семиотического пространства людей, чье развитие происходит в культурном пространстве закрытых территориальных образований, которое может представлять собой одно из перспективных направлений современной психологической науки, в том числе, этнофункциональной психологии и педагогической психологии.
Необходимо отметить, что ни в одном из более 900 рисунков саров — чан и ни в одном из более 800 рисунков смолян не содержатся знаки и символы, отражающие историческое наследие или современное культурное достояние родного города. Анализ культурных кодов жителей Байконура показал актуальность тематики, связанной с культурно-историческим наследием города. Когнитивный компонент этноидентич- ности байконурцев, основанный на влиянии социокультурного фактора, связан с контекстом космических полетов, пусковых установок, спутников и ракет. В рисунках испытуемых из других регионов также встречается космическая тематика, однако количество таких работ существенно ниже, чем у испытуемых из г. Байконур. Отметим следующую особенность: более выраженная личная вовлеченность байконурских авторов в изображаемый сюжет (более частая актуализация полюса личностного смысла образа сознания (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. П.Зинченко, С. Д.Смирнов, Ф. Е.Василюк)). Это выражается, например, в названиях рисунков: «Наша ракета летит», «Мы на пуске», «Ура, мы в космосе» и др. На основе приведенных выше примеров можно сделать вывод о второй особенности. В творческих работах байконурцев чаще реализуются не только поведенческий и когнитивный компоненты этноидентичности (А. В. Сухарев, Е. П. Авдуевская,
О. Л.Романова, А. А. Сусоколов), но и ее аффективная составляющая, отражающая позитивное отношение к своей этногрупповой принадлежности. Таким образом, различия в климато-географическом, ант — ропо-биологическом и социокультурном факторах становления этноидентичности позволяют объяснить своеобразие творческих работ жителей изучаемых регионов. В наибольшей степени оно выражается в содержательном аспекте этнических кодов культуры.
В пространственном и временном измерении культуры коды выполняют двоякую функцию: с одной стороны они вносят свой вклад в сохранение временной непрерывности культуры, с другой — помогают очертить своеобразное пространство, локус, занимаемый каждой конкретной культурой (этнокультурой субкультурой, контркультурой), так что в итоге становится возможным выделение культурного своеобразия конкретных регионов и сообщностей. С наибольшей очевидностью прослеживается действие консолидирующей и дифференцирующей роли культуры в этнических кодах культуры.
Список литературы
Коул, М. Культурные механизмы развития / М. Коул. // Вопросы психологии. — 1995. — №3. — С.5-19.
Леонтьев, А. Н. Биологическое и социальное в психике человека / А. Н.Ле — онтьев // Проблемы развития психики. — М., 1981. — С.193-218.
Сухарев, А. В. Этнофункциональный подход к проблемам психопрофилактики и воспитания / А. В. Сухарев. / / Вопросы психологии. — 1996. — №4 — С.81-92.
Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е.Туник. — СПб.: Речь, 2003. — 96 с.
Волгоград, Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования