A. S. Stolbchenko
Balashov, Balashov Institute (Branch) of the Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky
Interrelation between forgiveness and religiosity: a cross-cultural aspect
This article presents the results of the research on forgiveness and religious identity of representatives of various ethnocultural and ethno-confessional groups. It demonstrates the fact that there is a close relationship between forgiveness and religiosity: a religious person notwithstanding his religious affiliation expresses more readiness to forgive rather than a non-religious person.
Межличностное прощение — довольно распространенный феномен обыденной жизни. В процессе межличностного общения неизбежно возникновение конфликтных ситуаций, и прощение можно назвать одной из альтернатив разрешения определенных конфликтов. Таким образом, прощение выполняет регулятивную функцию межличностных отношений. Кроме того, оно играет важную роль в регуляции эмоций и чувств и, тем самым, положительно сказывается на психическом и физическом здоровье личности. Современными учеными уже показано, что процесс прощения также может привести к появлению нового смысла в жизни, служит источником личностного роста.
Изучение прощения имеет давнюю историю: на протяжении всего исторического процесса философы и богословы занимались вопросом, что такое прощение, что есть «истинное» прощение, каковы могут быть его виды, при каких условиях оно происходит (Эпиктет, М. Монтень,
А. Шопенгауэр, И. Ильин, В. Янкелевич и др.). Однако, целенаправленные психологические исследования прощения начались вестись за рубежом лишь в 90-х гг. прошлого века (Р. Энрайт, Р. Ал-Мабук, Э. Гассин,
С. Сэндэйдж, Дж. Шмидт, Е. Уортингтон, Т. Хэргрэйв и др.). В целом, прощение в зарубежных психологических исследованиях понимается как активное преодоление негативной ориентации по отношению к обидчику и развитие по отношению к нему позитивной ориентации (Гассин, 2006).
Изучая вопрос прощения, ученые стремятся выявить возможные взаимосвязи между данным феноменом и другими индивидуально-психологическими и социально-психологическими феноменами личности. Среди подобных аспектов можно выделить религиозность (или религиозную идентичность). Э. Г ассин говорит о том, что если мы обратимся к христианским или иудейским текстам, то увидим, что прощение в них занимает особое место. Согласно данным текстам, прощение людьми друг друга поощряется в связи с тем, что таким образом воспроизводит отношение Бога к его народу (Гассин, 1999). Исследователи предполагают, что чем религиознее человек, тем чаще он будет выражать готовность к прощению, в отличие от людей, которые считают себя нерелигиозными.
Среди подобных исследований можно выделить исследование группы израильских ученых, которые изучали феномен «посттравматическо — го роста» у подростков и факторы, которые могли бы влиять на него. Вообще посттравматический рост подразумевает какие-либо положительные перемены, произошедшие вследствие травмы (например, повышение самооценки, появление альтруистичного поведения, создание личной жизненной философии и т. п.). Прощение же в этом исследовании рассматривалось как нечто, что может усилить подобный рост, позволяя человеку избавиться от негативных мыслей, чувств и поведения, сфокусироваться на позитивных стратегиях, помогающих справиться с негативными результатами травмирующей ситуации. Исследователями было доказано, что именно подростки, исповедующие иудаизм (имелось в виду, что они регулярно принимают участие в религиозных служениях, следуют иудейским канонам), выказывают готовность прощать, в отличие от тех подростков, которые нерегулярно и не строго соблюдают религиозные предписания, и от тех подростков, которых можно называть «светскими» — не принимающими вообще участие в религиозных практиках (Лауфер и др., 2009)
В исследовании, проведенном в США, также было показано, что существует прямая взаимосвязь (на примере христианских верующих) между религиозностью, которая измерялась по таким критериям, как вера в бога и загробную жизнь, отношение к религии, участие в религиозных практиках, и прощением. Для изучения прощения был использован опросник, которыи подразумевал измерение прощения в когнитивном, эмоциональном и поведенческом плане. Так, было выявлено, что высокии уровень религиозности будет связан со шкалами прощения (мысли и эмоции) (Беделл, 2002).
В нашем исследовании, проведенном на русскои выборке в 2005 г., было также показано, что существует определенная взаимосвязь между религи — ознои идентичностью (православнои) и прощением. Мы ориентировались на то положение, что прощение в православии представляет собои прощение без каких-либо условии: без ожидании принесения извинении со стороны обидчика, его первых шагов к примирению и т. п. Наша гипотеза подтвердилась: чем выше степень религиознои идентичности испытуемого, тем чаще он выказывает готовность к безусловному прощению, и наоборот, чем ниже степень религиознои идентичности, тем ниже респондент будет готов к прощению без условии. Так, например, внешние признаки религиознои идентичности и внутренние (самоидентификация, отношение к обрядам, некоторым положениям православного учения, например, «возлюби ближнего своего. ») положительно взаимосвязаны с установками на прощение ошибок, обид, неосуждением обидчика (Столбченко, 2005).
Таким образом, приведенные исследования, которые проводились в разных странах, в разных этнокультурных и этноконфессиональных группах, показывают, что, существует тесная взаимосвязь между феноменом прощения и религиозностью: религиозныи человек, независимо от религиознои принадлежности, выражает более твердую готовность к прощению, чем тот, кто нерелигиозен. Религиозность при этом подразумевает какие-то внешние (участие в религиозных практиках и обрядах) и внутренние аспекты (отношение к религии, обрядам, положениям), прощение измеряется по тому, каково отношение респондента к самому феномену прощения, к обидчику и ситуации.
Список литературы Гассин Э. А. Психология прощения // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 93-102.
Гассин Э. А. Самоотверженная любовь к другим как верх человеческого совершенства: свидетельства Священного Писания, трудов преподобного Максима Исповедника и недавних исследовании альтруизма и межличностного прощения / / Межвузовская ассоциация «Покров», 2006. URL: http:// pokrov-forum. ru/action/scien_pract_conf/znam_reading/znam_sbornik_2000- 2004/ txt/gassin. php? print=Y.
Столбченко А. С. Взаимосвязь религиозной идентичности и способности прощать // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Второй Международной научной конференции 22-24 сентября 2005 г. / Отв. ред. В. В. Гриценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005.
Bedell T. M. The role of religiosity in forgiveness. Dissertation. Presented in partial fulfillment of the requirements for the degree doctors of philosophy. The Ohio State University, 2002.
Laufer A., Hammama Raz Y., Levine S., Solomon Z. Posttraumatic growth in adolescence: the role of religiosity, distress and forgiveness (2009) // Journal of social and clinical psychology. 28, 7: 862-880. URL: http:// Www. tau. ac. il.
Саратов, Институт социального образования (филиал) РГСУ