ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОЩЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНОСТИ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

A. S. Stolbchenko

Balashov, Balashov Institute (Branch) of the Saratov State University named after N. G. Chernyshevsky

Interrelation between forgiveness and religiosity: a cross-cultural aspect

This article presents the results of the research on forgiveness and religious identity of representatives of various ethnocultural and ethno-confessional groups. It demonstrates the fact that there is a close relationship between forgiveness and religiosity: a religious person notwithstanding his religious affiliation expresses more readiness to forgive rather than a non-religious person.

Межличностное прощение — довольно распространенный феномен обыденной жизни. В процессе межличностного общения неизбежно воз­никновение конфликтных ситуаций, и прощение можно назвать одной из альтернатив разрешения определенных конфликтов. Таким образом, прощение выполняет регулятивную функцию межличностных отноше­ний. Кроме того, оно играет важную роль в регуляции эмоций и чувств и, тем самым, положительно сказывается на психическом и физическом здо­ровье личности. Современными учеными уже показано, что процесс про­щения также может привести к появлению нового смысла в жизни, слу­жит источником личностного роста.

Изучение прощения имеет давнюю историю: на протяжении всего исторического процесса философы и богословы занимались вопросом, что такое прощение, что есть «истинное» прощение, каковы могут быть его виды, при каких условиях оно происходит (Эпиктет, М. Монтень,

А. Шопенгауэр, И. Ильин, В. Янкелевич и др.). Однако, целенаправлен­ные психологические исследования прощения начались вестись за рубе­жом лишь в 90-х гг. прошлого века (Р. Энрайт, Р. Ал-Мабук, Э. Гассин,

С. Сэндэйдж, Дж. Шмидт, Е. Уортингтон, Т. Хэргрэйв и др.). В целом, про­щение в зарубежных психологических исследованиях понимается как ак­тивное преодоление негативной ориентации по отношению к обидчику и развитие по отношению к нему позитивной ориентации (Гассин, 2006).

Изучая вопрос прощения, ученые стремятся выявить возможные взаи­мосвязи между данным феноменом и другими индивидуально-психоло­гическими и социально-психологическими феноменами личности. Сре­ди подобных аспектов можно выделить религиозность (или религиозную идентичность). Э. Г ассин говорит о том, что если мы обратимся к христи­анским или иудейским текстам, то увидим, что прощение в них занимает особое место. Согласно данным текстам, прощение людьми друг друга поощряется в связи с тем, что таким образом воспроизводит отношение Бога к его народу (Гассин, 1999). Исследователи предполагают, что чем религиознее человек, тем чаще он будет выражать готовность к проще­нию, в отличие от людей, которые считают себя нерелигиозными.

Среди подобных исследований можно выделить исследование груп­пы израильских ученых, которые изучали феномен «посттравматическо — го роста» у подростков и факторы, которые могли бы влиять на него. Вообще посттравматический рост подразумевает какие-либо положитель­ные перемены, произошедшие вследствие травмы (например, повыше­ние самооценки, появление альтруистичного поведения, создание лич­ной жизненной философии и т. п.). Прощение же в этом исследовании рассматривалось как нечто, что может усилить подобный рост, позволяя человеку избавиться от негативных мыслей, чувств и поведения, сфокуси­роваться на позитивных стратегиях, помогающих справиться с негатив­ными результатами травмирующей ситуации. Исследователями было доказано, что именно подростки, исповедующие иудаизм (имелось в виду, что они регулярно принимают участие в религиозных служениях, следу­ют иудейским канонам), выказывают готовность прощать, в отличие от тех подростков, которые нерегулярно и не строго соблюдают религиоз­ные предписания, и от тех подростков, которых можно называть «светс­кими» — не принимающими вообще участие в религиозных практиках (Лауфер и др., 2009)

В исследовании, проведенном в США, также было показано, что суще­ствует прямая взаимосвязь (на примере христианских верующих) между религиозностью, которая измерялась по таким критериям, как вера в бога и загробную жизнь, отношение к религии, участие в религиозных практиках, и прощением. Для изучения прощения был использован опросник, которыи подразумевал измерение прощения в когнитивном, эмоциональном и пове­денческом плане. Так, было выявлено, что высокии уровень религиозности будет связан со шкалами прощения (мысли и эмоции) (Беделл, 2002).

В нашем исследовании, проведенном на русскои выборке в 2005 г., было также показано, что существует определенная взаимосвязь между религи — ознои идентичностью (православнои) и прощением. Мы ориентировались на то положение, что прощение в православии представляет собои проще­ние без каких-либо условии: без ожидании принесения извинении со сто­роны обидчика, его первых шагов к примирению и т. п. Наша гипотеза подтвердилась: чем выше степень религиознои идентичности испытуемо­го, тем чаще он выказывает готовность к безусловному прощению, и наобо­рот, чем ниже степень религиознои идентичности, тем ниже респондент будет готов к прощению без условии. Так, например, внешние признаки религиознои идентичности и внутренние (самоидентификация, отноше­ние к обрядам, некоторым положениям православного учения, например, «возлюби ближнего своего. ») положительно взаимосвязаны с установка­ми на прощение ошибок, обид, неосуждением обидчика (Столбченко, 2005).

Таким образом, приведенные исследования, которые проводились в разных странах, в разных этнокультурных и этноконфессиональных груп­пах, показывают, что, существует тесная взаимосвязь между феноменом прощения и религиозностью: религиозныи человек, независимо от рели­гиознои принадлежности, выражает более твердую готовность к проще­нию, чем тот, кто нерелигиозен. Религиозность при этом подразумевает какие-то внешние (участие в религиозных практиках и обрядах) и внут­ренние аспекты (отношение к религии, обрядам, положениям), проще­ние измеряется по тому, каково отношение респондента к самому фено­мену прощения, к обидчику и ситуации.

Список литературы Гассин Э. А. Психология прощения // Вопросы психологии. — 1999. — № 4. — С. 93-102.

Гассин Э. А. Самоотверженная любовь к другим как верх человеческого совершенства: свидетельства Священного Писания, трудов преподобного Максима Исповедника и недавних исследовании альтруизма и межличност­ного прощения / / Межвузовская ассоциация «Покров», 2006. URL: http:// pokrov-forum. ru/action/scien_pract_conf/znam_reading/znam_sbornik_2000- 2004/ txt/gassin. php? print=Y.

Столбченко А. С. Взаимосвязь религиозной идентичности и способности про­щать // Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Второй Международной научной конференции 22-24 сентября 2005 г. / Отв. ред. В. В. Гриценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005.

Bedell T. M. The role of religiosity in forgiveness. Dissertation. Presented in partial fulfillment of the requirements for the degree doctors of philosophy. The Ohio State University, 2002.

Laufer A., Hammama Raz Y., Levine S., Solomon Z. Posttraumatic growth in adolescence: the role of religiosity, distress and forgiveness (2009) // Journal of social and clinical psychology. 28, 7: 862-880. URL: http:// Www. tau. ac. il.

В. В. Сутужко

Саратов, Институт социального образования (филиал) РГСУ

Updated: 07.09.2013 — 07:18