Визуальное восприятие поведения человека всегда предполагает комплексный подход, основывающийся на детальном изучении отдельных телодвижений человека. Однако только соединив в единую картину различные жесты и мимические движения, включенные в контекст конкретной ситуации поведения, можно оценить психическое и физическое состояние индивида; разрозненные телодвижения, сопровождающиеся соответствующей мимикой, складываются в так называемые сигналы тела, позволяющие составить общее суждение о человеке. Приведем обзор различных сигналов тела человека, согласно А. Штанглю [9].
Мышление — интеллектуализм без глубины чувств (монотонные движения
При слабости напряжения); мечтательность (полностью открытые глаза при общем расслаблении); плохие мыслительные способности ("складки нужды", появляющиеся при любых сильных впечатлениях или трудных вопросах).
Активность — напряжение, расправленные назад плечи, наполненная воздухом грудная клетка, полностью выпрямленная голова, глубокая носогубная складка, раздутые крылья носа, громкость голоса, сжимание челюстей. Пассив — ностпъ — слабость напряжения, расслаблено свисающая вниз голова, приоткрытый рот.
Эгоизм — навязчивое проникновение в личностное пространство другого, расплывчатое, неясное произношение. Скорее, можно ожидать при сильной воле и рассудке. Альтруизм — "взгляд в облака" при общей сильной расслабленности, способность к воодушевлению. Скорее, можно ожидать при более сильном развитии чувств.
Экстраверсия — активность, живой темперамент, широкие движения, широкие шаги, склонность к малой дистанции при разговоре. Интроверсия — сдержанность, спокойный темперамент, неширокие движения, короткие или маленькие шаги, сжатые губы, склонность к большей дистанции при разговоре.
Воля, самодисциплина — прямолинейная форма движений, угловатые движения, несоразмерно слабое двигательное поведение, монотонные движения при напряженности, твердый взгляд, ясное и четкое произношение, равномерно-скованная, однообразная манера говорить.
Недостаток силы воли — шаркающая, обвислая походка, неопределенный взгляд, неуместное наморщивание носа, неясное, нечеткое произношение.
Преимущественная определяемость разумом (мыслительный тип) — сильное вплоть до чрезмерного напряжение, прямолинейность движений, в целом неловкие и "зарегулированные" движения, остро врезанный рот, малые изменения громкости речи, фальцет, угловато-отрывистая речь.
Преимущественная определяемость чувствами (художественный тип) — выраженное вплоть до чрезмерного расслабление, округло-текучие движения, свободная и расслабленная манера двигаться, сильные изменения громкости речи, мягкий рот, неясное произношение, грудной голос.
Уверенность в себе — хорошая, непринужденная осанка, свободно опущенные плечи, выпрямленная голова, ясное направление движений вверх, спокойные широкие движения, твердый взгляд, ненарушенный ритмически речевой поток. Неуверенность в себе — высоко поднятые плечи и слегка сгорбленная спина, втянутый подбородок, суженная грудная клетка, закрытая посадка, заметное преобладание движений вниз и к себе, маленькие, быстрые шаги, "складки нужды", моргание, уклоняющийся взгляд, неясное произношение.
Переоценка себя, высокомерие — расправленные назад плечи, раздутая грудная клетка, слишком высокая посадка головы, при ходьбе и стоя покачивания вверх, полуприкрытые глаза, горизонтальные складки на лбу, оценивающий прямой взгляд, кривая односторонняя улыбка. Внешнее изображение твердости (как сверхкомпенсация) — руки в боки, голова откинута назад, стойка широко расставив ноги, посадка нога на ногу при некоторой напряженности, демонстративно расслабленный темп движений, подчеркнуто большие и медленные шаги, руки за спину, заметное увеличение громкости голоса, форсированное произношение.
Порядочность, сознание ответственности — полностью открытые глаза, прямой взгляд при обращенном к собеседнику лице, малоподвижная, но отно
сительно богатая формами мимика, нормальное, ясное произношение. Указания на возможную нехватку положительных качеств — чрезмерное расслабление, сгорбленная спина, искаженная улыбка, неясное произношение, неравномерность в ритме голоса.
Лицемерие — "взгляд в небеса" при напряженном лице. Хитрость — суженный взгляд сбоку и одновременно излишне фиксированный, елейный, расплывчато-жирный голос.