Оставшиеся страницы нашего повествования посвящены бытовым и деловым ситуациям, заимствованным из книги "Язык телодвижений" уже хорошо нам знакомого А. Пиза. В них наглядно показано, как жесты и другие сигналы тела образуют своеобразный "букет" и как обстоятельства могут повлиять на ваше толкование жестов.
Внимательно просмотрите помещенные далее иллюстрации и проверьте себя, как вы научились толковать тот или иной жест. Вы удивитесь, обнаружив, насколько улучшилась ваша восприимчивость и повысилось умение понимать жесты окружающих.
Рисунок А.
Типичный пример совокупности жестов открытости. Ладони полностью раскрыты и развернуты в сторону собеседника, паза покорного подчинения, пальцы ладоней расставлены, чтобы придать большую выразительность жесту. Голова находится в нейтрапьнам положении, а руки и наги раздвинуты.
Человек своей пазай выражает пакарнае, неугражаю — щее отношение к собеседнику.
Рисунок Б.
Классический "букет" жестав, характерный для человека, говорящего неправду. Патирая века, ан сматрит в пал, а обе брави подняты. Галава повернута в старану и слегка апущена вниз, что характерна для негативных ощущений. А также на лице у нега неискренняя, натянутая улыбка.
Рисунок В.
Здесь налицо несовместимость жестав. Человек уверенна улыбае — ся, пересекая комнату, но одна рука, поправляющая часы, нахадит; поперек тепа и образует частичный барьер, подтверждающий, человек не уверен в себе (или обстоятельствах}.
Рисунок Г.
Эта женщина относится неодобрительна к человеку, на катара — га смотрит. Она не повернула к нему ни галавы, ни корпуса тела, на сматрит на нега искоса, а галава слегка наклонена вперед (неодобрение), брави слегка изогнуты (гнев), а крепка скрещенные на груди руки обозначают оборонительную позицию. Уголки рта опущены.
Рисунок Д.
В пазе этага человека четко прослежив> ются Превосходства, чувство территариал най собственности и господства над акрі жающими. Когда человек кладет а£ наги на стол, ан проявляет территариал ные претензии на эта места. Дарагс кресло, в катарам ан сидит, падчеркиво ега статус.
Рисунок Е.
Рисунок Ж. Оба человека стоят в агрессивной позе готовности, причем человек слева вызывающе поставил руки на бедра, а человек справа заложил большие пальцы за ремень брюк. Человек слева менее агрессивен, чем человек справа, а тат, кта справа, к таму же принял угрожающую пазу, направив корпус тела пряма на соперника. Выражение era лица также соответствует era жестам |
Ребенок поставил руки на бедра для тага, чтобы иметь более внушительный, устрашающий вид. Подбородок выдается вперед, выражая вызов, а рат широко открыт, чтабы оскалить зубы, как эта делают звери перед нападением на жертву.
Рисунок Ё.
Эту группу жестов можна описать одним словам — негативность. Папка выпал — іет роль барьера, а руки и наги скрещены вследствие нер — эзнасти или обаранительнасти позиции. Пиджак застегнут, а ■мные защитные ачки скрывают любые движения глаз или ре — ;цию зрачков. Большая часть лица скрыта под бародой, ат чего іешне человек выглядит подозрительным, іитьівая, что люди составляют 90 % мнения а человеке за пер — je 90 секунд общения с ним, мажна предположить, что этат че — >век вряд ли сделает первым шаг навстречу другому.
Рисунок 3.
Человек слева сидит верхам на стуле для тага, чтобы контролировать ход беседы или оказывать доминирующее влияние на человека справо. Он также пользуется жестом ‘прямой розворот тело*, направленным на человека справа. Он стиснул пальцы, и его наги сведены вместе пад стулом, что говорит о расстроенных чувствах, возможна, от того, что он не может убедить собеседников в
Сваей правоте. Человек в центре чувствует себя выше остальных двух, о чем говорит жест era рук, зе поженных зо голову. Кроме того, он зафиксировал одну ногу на колене другой нот., о этот жест ге ворит о несогласии и намерении поспорить. У нега повышающий статус стул, который вращается, о- кидывается нозод, котоется но колесиках и имеет подлокотники. Человек справ-а сидит но стул» который не способствует повышению статуса, это стул с низкой спинкой, устойчивыми ножкоми 6s колесиков и без украшений. Его руки и ноги тесно переплетены (оборонительная воімция), галово ні клонена вниз (враждебность). Все указывоет но то, что человек не верит тому, что ему рассказывало
Рисунок И.
Женщина демонстрирует клаї сические жесте кокетство. Оди наго у нее і встовлена вперві указывая не человека слев (интерес), серия жестов — *руе на бедре* н "большой полец a поясом* — говорит о сексуолі ной готовности, приалекательн выставлено левое запястье, оно при курении выпускает ды вверх (палеккгельный настрої уверенность в себе) Оно так* искоса паглісіївает на челавее слева, и он отвечает на ее кокетливые жесты положительно: поправляет галстук [прихорашивание), носок его ноги направлен но женщину. Голово его поднято вверх (заинтересованность). Видно, чі мужчина в центре группы не в восторге от присутствия другого, он смотрит на него вызывающим езгл дом искоса. Его ладони не видны, и он ноправляет дым при курении вниз (отрицательное атнаин ние), кроме тага, он опирается о стену (территориальный вызов).
Человек слево высокомерна относится к человеку, сидящему напротив нега, потому что использует жесты превосходство нод другими. Era веки полузакрыты, голова откинута назад, чтобы можна была снисходительна смотреть сверху вниз. Воинственность era пазы проявляется в там, что колени крепка сжаты, а обе руки, держащие бокал, образуют барьер. Человек а центре явно исключен из разговора, так как двое других не образуют треугольную приглашающую позицию. Он держится обособленно, что видно па его жестом — большие пальцы в кармане жилета (превосходство), он откинулся на спинку стула и демонстрирует область гениталий. Голова его находится в нейтральном положении. Человек справа уже сыт по горло этим пренебрежением и принял стартовую позицию (готовность уйти) на выход, Его брови и уголки рта опущены, голова слегка наклонена вниз, что в совокупности означает недовольство и неодобрение.
Іеловек справо и человек слева образовали скрытую диспозицию, чтобы покозоть человеку центре, что он не принят в их компанию. Че — овек в середине относится к другим с чув — твом превосходства и сарказмом, что видно из го жестов — одно рука держится за лацкан иджако, а палец этой руки отставлен вверх іувство превосходство). В дополнение к этому ысмеивающий жест в сторону человека, сто — щего слева от него, заставил последнего отре — гировать оборонительной позой (скрещенные оги), а токже агрессивным жестом — заложен — ые руки за спину при одной руке, захватывающей предплечье другой (сомооблодоние). Чело — 2К, стоящий справа от находящегося в гредине, токже не в восторге от его поведе — •ія. Он скрестил наги (обаронноя поза), руко в эрмане (нежелание соучаствовать), взгляд на — зовлен в пол, потирание рукой шеи
Эта группа людей также находится в напряженной обстановке. Все трое сидят, откинувшись на спинки своих кресел, чтобы быть подальше друг от друга. Причиной такой напряженной ситуации является человек справа, что видно по комплексу его негативных жестов. Во время разговоро он трогает нос рукой (обман), его правая руко лежит поперек тела, образуя частичный барьер (защитная поза). То, что его не интересует мнение присутствующих, видно по закинутой но подлокотник кресло ноге и по развороту туловища в сторону от собеседников. Человеку напротив не нравится то, что говорит сидящий перед ним, потому что он обироет несуществующие ворсинки со своей одежды (неодобрение), одно ного зо — кинута но другую (оборонительная поза) и ноги отвернуты в сторону (отсутствие интереса). Человек в центре хотел бы что-нибудь сказать, но сдерживается. Это видно па рукам, стиснутым е кулаки и прижатым друг к другу лодыжкам. Он также бросает невербальный вызов человеку спрова, потому что его туловище направлено прямо но нега.
На этом рисунке мужчино слева и женщино отзеркали — ли жесты друг друго и, сидя но кушетке, они но поминают копии. Эти люди очень заинтересованы друг другом. Они постовили руки так, чтобы были видны запястья, о их колени смотрят друг на друго. Человек в центре СИДИТ с натянутой улыбкой и мажет покозоться, что он заинтересован в там, что говорит другой мужчина, но эта не соответствует другим его жестом и вырожению лица. Голово нокланена вниз (неодобрение), брови изогнуты (гнев), и он косо смотрит в сторону другого мужчины. Кроме того, era руки и ноги крепко переплетены (оборонная позиция). Все Это укозывоет но то, что человек нестроен явно отрицательно.
Мужчино слево демонстрирует "букет* жестов, передающих доверие, открытость и честность. Это протянутые ладани, выдвинутоя вперед наго, приподнятая голово, рос- стегнутый пиджак, росстовлеи — ные руки и наги. Он нокла — няется вперед и улыбоется. К несчастью, его позиция не но — хадит отклико у присутствующих. Женщино сидит, глубоко откинувшись на спинку стуло и перекинув нагу за нагу (абаранительноя позиция), оно использует провую руку как чостичный барьер. Ее стиснутые кулаки свидетельствуют о врождебнам отношении. Голова наклонено вперед, и женщино прибегоет еще к жесту критической оценки (рука пад щекой). Мужчина в середине использует шпилеобразный жест, укозывоющий, чта он чувствует себя уверенно и выше других. Сиднт ан, положив ногу на колена другой ноги, демонстрируя свае критическое отношение. Общая поза — неготивноя, ток кок ан сидит, откинувшись назод, со склоненной галавай.
Эти три человеко покозоны в обычной ситуации, складывающейся на тобой вечеринке. Здесь мажна хорошо проследить, кок применяются типичные защитные и агрессивные жесты, о токже жесты ухаживания. Все трое стоят со сложенными но груди рукоми, о двое скрестили и чоги (оборанительноя пазо). Туловище всех троих не ориентировоны НО встречу Друг другу — все говорит э том, чта они встретились впервые. Неловек справо очень зоинтересо — 50Н женщиной, что ВИДНО ИЗ ТОГО, кок эн розвернул свою провую ногу часком в ее сторону и смотрит но нее искоса. Взгляд его сочетоется с поднятыми бровями (интерес) и улыбкой. Кроме того, корпус era гело слегко наклонен в сторону «енщины.
Невербальная ситуоция изменилась. Женщина распрямило ноги и стоит в нейтральной позиции. Мужчино слева тоже роспрямил ноги и постовил одну ногу носком в сторону женщины (интерес). Он заложил большие польцы обеих рук за пояс брюк; если этот жест предназначается мужчине, он троктуется кок агрессивный; если же он предноз- ночоется женщине, та становится сексу — ольным. Он также выпрямился, чтобы козаться выше. Мужчино справа, кажется, смущен поведением собеседнико, что видно из того, кок сильно он выпрямился, бросает косые взгляды но мужчину: брови его опущены (неодобрение), о улыбка пропага.
Сейчос уже совершенно четко видна по жестом, кок определились отношения и симпатии. Мужчино слева остолся в прежней позе с заложенными за паяс брюк пальцами и развернутым в сторону женщины носкам. Кроме того, он слегка развернул тела новстречу женщине, чтобы получился полный заигрывоющий жест, пальцы рук сильнее сжимают ремень, а тело выпрямилось. Женщино отвечает на эти сигналы ухоживония собственными жестами, пакозывая, что увлечена играй. Она росслабило руки, повернулась лицом к этому мужчине, а одно нога носком повернута в его сторону. Жесты ко — __ кетство — прикосновение к воло-
1 _Х Сз&^ёЗ JL/ сам- обноженные зопястья и
A*-‘- J/S доброжелательно^ выражение
Лицо. Куря, она нопровляет дым вверх (уверенность). Мужчине справа не нравится та, чта era исключили из кампании, эта видна па era жесту — руки на бедрах (агрессивная готовность).
В заключение скажем, чта мужчина слева завоевал внимание женщины, а другому мужчине следует поискать партнера в другом месте.