Важность применения категорий Сатир в конструировании метафор связана с
Тем, что эти категории описывают модель, способную характеризовать наши
Индивидуальные паттерны коммуникации. В дополнение к типичным или
Характеристическим модам коммуникации людям присущи также ситуационно-
Зависимые коммуникационные положения. Каждый человек в определенное
Время и в определенном контексте плакатировал, блеймировал, компьютировал
Или дистрактировал. Эти моды коммуникации являются частью описания
Значимых персонажей и переживаний, представленных в проблеме клиента. В
Качестве частичных описаний индивидуальных способов коммуникации
Использование категорий Сатир в терапевтической метафоре может оказать
Клиенту помощь в идентификации различных персонажей, и увеличить ее
Изоморфность с проблемой клиента.
Категории Сатир не только усиливают общий эффект, но и могут
Использоваться для обеспечения изменений и на иных уровнях, помимо уровня
Основной истории. Чаще способность человека к личностным изменениям, к
Эффективной коммуникации с другими людьми (или самим собой) находит
Препятствие не в содержании того, что говорится или не говорится, а скорее в
Способе, при помощи которого человек коммуницирует.
Стратегия по инкорпорированию категорий Сатир в метафору заключается в
Следующем:
1. Характеризация каждого из протагонистов истории в терминах
Коммуникационных мод, используемых их антагонистами в "реальной" ситуации.
2. Увязка любых изменений, возникающих в части разрешения, с
Соответствующими изменениями в категориях Сатир.
Для большей наглядности сказанного прибегнем к примеру - случаю с
Проблемой Сэмюэля. Судя по его жестикуляции, интонации и синтаксису, было
Совершенно очевидно, что с Кейт он коммуницирует как плакатер. С другой
Стороны, описание жестов, интонаций и синтаксиса Кейт, данное Сэмюэлем,
Указывает на то, что при коммуницировании с ним она часто блеймирует. Это
Были те самые коммуникационные паттерны, которые они безуспешно
Использовали в попытке разрешить свою проблему. В этом случае история-
Метафора может дать Сэмюэлю возможность метафорического переживания
Различных мод коммуникации, а какими будут эти моды - будет зависеть от
Природы проблемы и желаемого исхода. Например, из информации, полученной
От Сэмюэля, видно, что они с Кейт нуждаются в левелинге в отношении того, что
Они думают и чувствуют, а для того, чтобы это стало возможным (то есть для того,
Чтобы Кейт начала его слушать), Сэмюэлю нужен временный "переключатель" в
Другое коммуникационное положение. Тогда стратегия будет иметь следующий
Вид:
Метафора Связующая стратегия Разрешение (исход)
Сэмюэль - плакатирование Блеймирование Левелинг
Кейт - блеймирование Плакатирование Левелинг
Используя эту стратегию, Сэмюэль имеет возможность увеличить свой
Репертуар коммуникационных способностей (в контексте взаимодействия с Кейт),
Включив в него блеймирование и левелинг.
Инкорпорирование категорий Сатир в метафору осуществляется легко.
Специфицировав для себя категории Сатир в отношении значимых персонажей,
Либо частей проблемы, и определив свою стратегию модальных изменений, вы
Всего лишь указываете в описании персонажей или их действий паттерны,
Которые типизируют их моды коммуникаций. Таким образом "Джон сказал"
Превращается в "Джон проскулил" (или "завопил", "рассудил", "буркнул").
Теперь давайте вернемся к истории Сэмюэля и включим в нее это новое
Измерение. Аналогично тому, как это было в части 2, в процессе изложения
Истории вы встретите ключевые слова и указания на использование в данном
Случае категории Сатир.