Систему под таким названием преподают в США Шарлотта Селвер и Чарльз Брукс с небольшим количеством учеников. Они опираются на работу Эльзы Гиндлер к XauHpiixa Якоби — европейских учителей м-с Селвер. «Эта работа направлена на изучение нашего целостного органического функционирования в мире, который мы воспринимаем, частью которого мы являемся — нашей личной экологии; как мы совершаем наши действия, как относимся к людям, к ситуациям, объектам. Мы стремимся найти, что естественно в этом функционировании, а что обусловлено; что есть наша природа, которую эволюция создала, чтобы мы были в соприкосновении с остальным миром, а что стало "второй природой", как Шарлотта это часто называет, которая изолирует нас».
Чувственное сознавание — это процесс научения возвращаться б соприкосновение с нашими телами и чувствами, со способностями, которыми мы располагали, будучи детьми, но утеряли во время формального обучения. Родители реагируют на детей с точки зрения собственных идей и предпочтений, вместо того чтобы пытаться почувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. Детей учат, какие вещи и какие действия «хороши» для них, как долго им нужно спать и что они должны есть, вместо того, чтобы предоставить им судить об этом по своему собственному опыту. «Хороший» ребенок научается приходить, когда мама зовет, прерывать свой естественный ритм, сокращать пребывание на воздухе для удобства родителей и учителей. После так их многочисленных перерывов внутренне присущее ребенку чувство ритма запутывается, также как и внутреннее чувство ценности собственного опыта.
Другая проблема детского опыта — совершение усилий. Как много родителей, которые хотят, чтобы их ребенок сел, встал, пошел, заговорил так рано, как только возможно! Они не хотят дождаться естественного процесса развития и развертывания способностей. Детей учат, что недостаточно дать вещам происходить, как они происходят; они научаются «стремлению* вместо естественной игры. Они научаются «стараться». Это начинается с неестественного использования родителями детского лепета, с искусственных жестов и шумов для общения с ребенком. Своим примером родители учат ребенка, что даже общение не может быть мирным
И простым, что нужно нечто насильственное, нечто «сверх», и это отношение проводится во многих других областях.
Работа чувственного сознавания фокусируется на непосредственном восприятии, научении отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые столь часто перекрывают или извращают опыт. Простая деятельность ощущения может дать ошеломляющий и богатый опыт, тот опыт, от которого мы часто отрезаем себя, живя «в голове*. Это требует развитие чувства внутреннего мира и покоя, способность давать вещам происходить, оставаясь сознающими без принуждения или попыток изменить что-то. Многие упражнения в системе чувственного сознавания основаны на фундаментальных человеческих деятельностях — лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Эти деятельности представляют естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить сознательную осведомленность о том, что мы делаем. Сидение на табурете без спинки позволяет почувствовать всю меру поддержки, ощутить силу тяжести и внутренние жизненные процессы, которые происходят по отношению к этим и другим силам. Стояние также предлагает богатые возможности для ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого стояния; большинство из нас рассматривает стояние как. начальную точку для других деятельностей — ходьбы, бега и т. д. Стояние позволяет исследовать уравновешивание, попытаться изменить привычные положения и позы на новые способы координации и бытия.
Еще один аспект чувственного сознавания включает взаимодействие с другими. Многие люди должны учиться, как прикасаться друг к другу и как принимать прикосновение. Можно исследовать различные способы прикосновения: легкий толчок, шлепок, поглаживание и пр. Качество прикосновения может обнаружить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство и пр.
Большинство упражнений чувственного сознавания имеют внутреннюю, медитативную ориентацию. Селвер и Брукс указывают, что по мере постепенного развития внутреннего покоя, ненужные напряжения и ненужная деятельность уменьшаются, восприимчивость к внутренним и внешним процессам усиливается; происходят и другие изменения во всей личности. «Чем ближе мы подходим к такому состоянию великого равновесия в каплей голове, тем спокойнее мы становимся, тем более наша голова "проясняется", тем легче и сильнее мы себя чувствуем. Энергия, ранее связанная, все более и более оказывается в нашем распоряжении. Давление и спешка превращаются в свободу и скорость. Мы чувствуем большее единство с миром, в котором раньше нам приходилось "брать барьеры". Мысли и идеи приходят в ясное сознание, вместо того, чтобы быть "создаваемыми"… Мы можем позволить переживаемому быть более полно воспринятым и созреть в нас».