П. Вацлавик
о…Чего же можно ожидать от человека?.. Да осыпьте его всеми земными
Благами, утопите в счастье совсем с головой, так, чтобы только пузырьки
Вскакивали на поверхности счастья, как на воде; дайте ему такое экономи —
Ческое довольство, чтоб ему совсем уж ничего больше не оставалось де —
Лать, кроме как спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении все —
Мирной истории, так он вам и тут,- человек-то, и тут,- из одной неблаго —
Дарности, из одного пасквиля мерзость сделает. Рискнет даже пряниками и
Нарочно пожелает самого пагубного вздора, самой неэкономической бессмыс —
Лицы, единственно для того, чтобы ко всему этому положительному благора —
Зумию примешать свой пагубный фантастический элемент. Именно свои фан —
Тастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за со —
Бой… Эти слова принадлежат человеку, которого Фридрих Ницше считал
Величайшим из психологов,- Федору Михайловичу Достоевскому. И все же эту
Мысль можно свести к банальности, известной еще с незапамятных времен, а
Именно, что человек весьма плохо приспособлен к тому, чтобы сносить аб —
Солютное блаженство. Пожалуй, давно уже настало время расстаться с ба —
Бушкиными сказками насчет того, что, дескать, удача, счастье и удовлет —
Ворение — это все, чего следует желать от жизни. Слишком долго нам твер —
Дили — а мы наивно верили,- будто погоня за счастьем так или иначе ведет
К счастью.
Это утверждение выглядит особенно абсурдно, когда мы обнаруживаем,
Что не в состоянии даже точно определить, что же, в сущности, означает
Это самое пресловутое слово осчастьеп. оВ чем состоит счастье — вот воп —
Рос, который еще с незапамятных времен не перестает волновать умы,- пи —
Шет философ Роберт Шпеман в своем эссе о счастливой жизни.- Варрон2, а
Вслед за ним и Августин3 насчитали ни более ни менее, как двести во —
Семьдесят девять различных точек зрения на счастье. Всякое человеческое
Существо желает быть счастливымп. И здесь Шпеман приводит мудрый еврейс —
Кий анекдот о сыне, который сообщает отцу о своем желании жениться на
Девице по фамилии Кац. Отец возражает, ведь у девицы Кац нет никакого
Приданого. Сын настаивает, он может быть счастливым только с ней одной.
ОБыть счастливым? — изрекает отец.- А что ты от этого будешь иметь? п4
Чтобы возбудить у нас подозрения, достаточно хотя бы краткого экскурса в
Мировую литературу. Всякие ужасы, трагедии, преступления, грехи, безу —
Мия, опасности — вот что издавна служило исходным материалом для великих
Литературных творений. Ведь в своем оАдеп Данте проявил куда больше
Изобретательности, чем в оРаеп. То же самое можно сказать и о оПотерян —
Ном раеп Мильтона5, рядом с которым его оВозвращенный райп выглядит по
Меньшей мере пресным. Первая часть оФаустап вызывает у нас слезы, вторая
— зевоту.
Так что хватит дурачить самих себя всякими красивыми историями. Нас —
Тала пора честно и прямо поставить вопрос: к чему бы мы все пришли и во
Что бы превратились, не будь у нас наших несчастий? Они нам просто чер —
Товски, в полном смысле слова чертовски, необходимы.
Не в лучшем положении оказались и наши теплокровные собратья из
Царства зверей. Вы только посмотрите, к каким катастрофическим пос —
Ледствиям приводит укрытие и содержание этих прекрасных созданий в зоо —
Парках, где им не грозит голод, они надежно защищены от опасностей и бо —
Лезней, включая даже зубную боль. В результате всех этих забот мы прев —
Ращаем их в некие звериные подобия человеческих психопатов и неврастени —
Ков.
Наш мир уже буквально наводнен бесчисленными руководствами, советами
И рецептами, которые на все лады учат нас, как стать счастливыми. Пора
Бросить спасательный круг и тем обездоленным, кто стремится стать нес —
Частным. До каких пор психологи и психиатры будут ревностно хранить за
Семью печатями столь необходимые этим людям знания о тех процессах и ме —
Ханизмах, которые приведут их к вожделенному ощущению несчастья?
Следует признать, что на свете существует достаточно много людей, от
Природы наделенных талантом самостоятельно мастерить свой маленький пер —
Сональный ад. Но ведь еще больше тех, кто нуждается в помощи и поддерж —
Ке. Вот для них-то и предназначается эта книга, в надежде, что она пос —
Лужит им не только вводным курсом, но и практическим руководством.
Но не надо думать, будто мною движут исключительно альтруистические
Побуждения, мой труд продиктован также и соображениями политического и
Экономического характера. То же самое, что в весьма скромных масштабах
Практикуют директора зоопарков, пытаются на общенациональном уровне осу —
Ществить и наши современные правительства — ведь и они хотят, чтобы
Жизнь их сограждан была застрахована от любых невзгод и пронизана
Счастьем от колыбели до могилы. Достижение этой благородной цели требу —
Ет, среди всего прочего, систематического и неустанного воспитания граж —
Дан, направленного в сторону непрерывного повышения уровня их социальной
Беспомощности. Так что стоит ли удивляться, что во всем мире все более и
Более астрономические суммы тратятся на здравоохранение и прочие много —
Численные социальные проекты.
Приведем лишь несколько примеров. Общенациональные расходы на здраво —
Охранение в Соединенных Штатах возросли с 12,7 млрд. долларов в 1950 го —
Ду до 247,2 млрд. в 1980 году, причем расходы только на медикаменты и
Различные товары медицинского назначения увеличились за тот же период с
3,7 млрд. долларов до 19,2. Не менее головокружительный взлет претерпели
И расходы на социальные нужды — они подскочили с 23,5 млрд. долларов в
1950 году до 428,4 млрд. в 1979 году6. Современная статистика Западной
Германии — просто чтобы привести хотя бы один европейский пример — пока —
Зывает, что ежедневные расходы на систему здравоохранения составляют 450
Млн. западногерманских марок, то есть в три раза больше, чем в 1950 го —
Ду. Та же статистика утверждает, что в любой наугад взятый момент време —
Ни в Федеративной Республике Германии можно насчитать 10 млн. больных
Людей и среднестатистический житель этой страны заглатывает на протяже —
Нии своей жизни 30 тыс. таблеток.
Теперь представим себе на минутку, что со всеми нами будет, если эти
Цифры перестанут расти столь головокружительными темпами или — упаси
Господь! — чего доброго еще начнут сокращаться. Окажутся под угрозой
Уничтожения целые министерства и другие чудовищные бюрократические обра —
Зования, потерпят банкротство огромные отрасли промышленности, и миллио —
Ны людей останутся без работы.
В борьбу за предотвращение подобной катастрофы свой скромный, но
Вполне, как я надеюсь, реальный вклад призвана внести и эта небольшая
Книжка. Современное государство столь остро заинтересовано в непрерывном
Повышении степени беспомощности и несчастья своих сограждан, что просто
Нельзя долее оставлять выполнение этой важнейшей задачи на попечении
Хоть и исполненных благих намерений, но все же недостаточно умелых оди —
Ночек. Здесь, как и во всех других областях человеческой жизни, путь к
Успеху лежит через государственное управление и планирование. Конечно,
Быть несчастным в наше время не проблема, это доступно каждому. Другое
Дело — стать несчастным, так сказать, выковать свое несчастье своими же
Собственными руками. Здесь мало одного-двух случайных ударов судьбы или
Накопленного уже личного опыта — этому надо серьезно учиться.
А между тем полезная и нужная информация крайне скудна, а если и
Встречается порой где-то в специальной психологической или психиатричес —
Кой литературе, то, как правило, случайно, вопреки воле и намерениям ав —
Тора. Насколько мне известно, лишь весьма немногие из моих уважаемых
Коллег отваживались касаться этой взрывоопасной темы. Среди достойных
Похвалы исключений можно назвать французских канадцев Родольфа и Люка
Моризетт, авторов книги оКраткий курс супружеской герильип7, Гульельмо
Гулотта, написавшего оКомедии и драмы супружествап8, автора книги оУзлып
Рональда Ланга и автора книги оМаг без магиип9 Мару Сельвини — известно —
Го психолога, которой удалось наглядно показать, как остро нуждается
Современная школьная система в ошибках и просчетах школьных психологов,
Чтобы менять, ничего не меняя, и с возрастающим успехом стимулировать
Изменения в избранном направлении. Нельзя обойти молчанием и книги моего
Друга Дэна Гринберга оКак стать еврейской матерьюп10 и оКак довести себя
До плачевного состоянияп11 — эта важная работа была расценена критиками
Как очестный и искренний документ, благодаря которому более ста тысяч
Читателей научились влачить существование, по-настоящему лишенное какого
Бы то ни было смыслап. И наконец, последними — по порядку, но отнюдь не
По значению — упомяну трех наиболее значительных представителей британс —
Кой школы: речь идет о Стивенс Поттере, авторе оПолного курса обучения
Превосходству над другими в любом делеп12, первооткрывателе опринципа
Питерап Лоренсе Питере13 и всемирно известном авторе закона, названного
Его именем, Сириле Норткоте Паркинсоне14. Имея за плечами несколько де —
Сятилетий клинической практики, автор надеется дополнить все эти превос —
Ходные исследования вводным практическим пособием, где собраны самые на —
Дежные и действенные приемы, гарантирующие состояние несчастья. Несмотря
На такие обнадеживающие обещания, автор отнюдь не претендует на создание
Полного и исчерпывающего учебника — это всего лишь ряд советов и реко —
Мендаций, которые дадут возможность наиболее одаренным читателям вырабо —
Тать свой собственный индивидуальный стиль, отвечающий их природным вку —
Сам и наклонностям.