Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Одна —
Ко интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно
Относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви
Или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь
Совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством осо —
Бенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма
Котируются в нашем обществе чрезвычайно высоко и даже, как утверждают
Знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинен —
Ные нам хлопоты.
Все вышесказанное вовсе не следует рассматривать как некое непреодо —
Лимое препятствие на пути к реализации наших замыслов. Ведь бескорыстное
Желание помочь другому — как, впрочем, и всякий другой благородный пос —
Тупок — всегда можно осквернить, заподозрив наличие какой-нибудь низмен —
Ной задней мысли. Чтобы поставить под сомнение бескорыстие и чистоту на —
Ших помыслов, достаточно порой просто задать себе вопрос, а не кроются
Ли часом за нашими поступками тайные намерения? Может, например, мой
Благородный жест — всего лишь очередной взнос за право обеспечить себе
Теплое местечко в раю? Или он продиктован желанием произвести впечатле —
Ние на окружающих? Скажем, вызвать у них восхищение? Или вынудить ко —
Го-то испытывать к вам чувство благодарности, ожидая какой-нибудь услуги
Взамен? Не говоря уж о таком простом мотиве, как стремление заглушить
Угрызения совести в связи с содеянным вами неблаговидным поступком. Да
Мало ли какие можно найти объяснения, ведь поистине негативизм не знает
Пределов, и, кто ищет, тот всегда найдет. Тому, кто чист помыслами, все
Кажется чистым и бесхитростным; пессимист же, напротив, во всем умудрит —
Ся распознать и разоблачить какие-то дьявольские козни, всегда найдет
Ахиллесову пяту или какое-нибудь другое уязвимое место — метафору по
Своему усмотрению можно подыскать.
Если эта задача вызывает у вас затруднения, обратитесь к соответству —
Ющей литературе по психиатрии. Она сразу же откроет вам глаза. И вы не
Без удивления обнаружите, что в каждом отважном пожарнике где-то глубоко
Затаилась маниакальная страсть к огню; геройский подвиг солдата — не бо —
Лее чем выражение его стремления к самоубийству или же, в зависимости от
Конкретных обстоятельств, жажды крови себе подобных; полицейский потому
Так любит копаться в чужих преступлениях, что это занятие помогает ему
Бороться с соблазном самому преступить закон; все знаменитые детективы
На самом деле стремятся к социализации, то есть стараются адаптироваться
К условиям общественной среды и таким образом найти нужное и приемлемое
Для общества применение своим шизофреническим, параноидным наклонностям.
При подобной интерпретации каждый хирург предстает перед нами как тайный
Садист, каждый гинеколог как человек с половыми извращениями и каждый
Психиатр как претендент на то, чтобы играть роль самого господа бога.
Вот так, дорогие читатели! Теперь, надеюсь, вы и сами убедитесь, что ра —
Зоблачать несовершенства этого насквозь прогнившего мира — дело совсем
Не такое уж сложное.
Но если отдельным альтруистам, несмотря на все наши советы, и не уда —
Лось вскрыть и оценить по достоинству истинную мотивацию иных добрых де —
Яний, все равно не стоит отчаиваться — ибо существуют и другие надежные
Способы превратить вашу благотворительную деятельность в источник таких
Изощренных, воистину дьявольских пыток, какие и не снились простым рядо —
Вым любителям. Все, что для этого требуется,- это установить особый тип
Взаимоотношений, основывающийся исключительно на таком распределении ро —
Лей, при котором один из двух партнеров нуждается — или, во всяком слу —
Чае, утверждает, что нуждается,- в помощи, а другой ее оказывает. Приро —
Да подобных взаимоотношений такова, что они могут иметь лишь один из
Двух возможных исходов, причем, что особенно важно, оба чреваты одинако —
Во роковыми последствиями. Либо попытки оказать помощь так и кончаются
Ничем, либо они приведут к желаемым результатам. Снова мы сталкиваемся с
Дилеммой, которую древние римляне формулировали оtertium non daturп, или
Отретьего не даноп. Б первом случае даже самый заядлый альтруист рано
Или поздно махнет рукой, скажет, что с него хватит, и прекратит потеряв —
Шие смысл отношения. Если же, напротив, эти старания увенчаются успехом
И жаждущий помощи все-таки получит то, чего хотел, то взаимоотношения
Все равно распадутся, ибо, как и в первом случае, они утратят свою пер —
Воначальную цель. Ведь партнер уже не будет нуждаться в услуге другого,
А именно это, напоминаем, и составляло основу их союза. (Я предвижу воз —
Ражения моих наиболее идеалистически настроенных читателей, которые на —
Верняка скажут: оНу и что, вот теперь-то между нами и установятся совер —
Шенно новые, построенные на здоровой основе, зрелые взаимоотношенияп.
Конечно, конечно — кто спорит? — только попробуйте-ка внушить эту мысль
Кому-нибудь из настоящих мастеров альтруизма!)
Если обратиться к литературным примерам, то сразу же приходят в голо —
Ву бесчисленные романы и либретто XVIII и XIX веков, повествующие о юном
Аристократе, который посвящает свою жизнь спасению распутной, одержимой
Порочными страстями — но, как оказывается, в глубине души совершенно не —
Винной, обворожительной и наделенной всевозможными достоинствами — жен —
Щины легкого поведения. Более современный и близкий нам пример представ —
Ляет собой некая особа женского пола — как правило, умная, интеллигент —
Ная, вполне респектабельная и склонная к самопожертвованию,- одержимая
Роковой манией нежной силою своей любви спасти и вернуть к нормальной
Жизни какого-нибудь алкоголика, любителя азартных игр или преступника и
Вплоть до самого печального финала упрямо продолжает в том же духе: в
Ответ на ничуть не меняющееся поведение избранника она с не меньшим пос —
Тоянством одаривает его все новыми и новыми порциями преданности и го —
Товности прийти на помощь. Как неиссякаемый источник страданий этот тип
Отношений можно считать почти совершенным, ибо здесь партнеры, на ред —
Кость удачно дополняя друг друга, способны добиться результатов, о кото —
Рых невозможно мечтать в иных, менее неблагоприятных ситуациях. Для того
Чтобы принести себя в жертву, такой женщине совершенно необходим партнер
Слабохарактерный, непрерывно попадающий в какие-то сложные переделки,
Ибо в жизни нормального, уравновешенного и умеющего разумно организовать
Свой быт человека не окажется ни места, ни надобности в ее любви, а сле —
Довательно, и в ней самой. Избранник же ее со своей стороны тоже не
Меньше нуждается в ее постоянной и беззаветной готовности прийти к нему
На помощь, ибо такой альтруизм дает ему возможность плавно продолжать
Свое шествие от одной неудачи к другой. Окажись рядом с ним сторонница
Равноправия, считающая, что давать и получать взамен должны одинаковым
Образом обе стороны, она бы, конечно, быстро одумалась и вышла из игры —
В том случае, если у нее вообще хватило глупости вступить в подобные от —
Ношения. Отсюда наш рецепт: ищите себе партнера, который, будучи таким,
Каков он есть, позволяет вам стать такими, какими вы хотели бы себя ви —
Деть,- но и здесь тоже остерегайтесь достигнуть желанной цели!
В теории коммуникаций этот тип взаимоотношений известен под названием
Отайный сговорп. Речь идет о некоем весьма тонком, часто и неосознанном
Соглашении, пожалуй, даже сделке quid pro quo, в соответствии с кото —
Рой между партнерами устанавливается определенный тип взаимоотношений,
Регулируемый следующим условием: я позволяю партнеру стимулировать, под —
Держивать и укреплять во мне те черты характера и манеру поведения, ко —
Торые соответствуют тому, каким я себя вижу и каким бы хотел видеть. Не —
Посвященный читатель, лишь приступающий к овладению этой нелегкой нау —
Кой, может по наивности задать вопрос: за каким дьяволом здесь вообще
Нужен партнер? Ответ предельно прост: только представьте себе на минутку
Мать без ребенка, врача без больных или главу государства, у которого
Нет государства. Все эти люди стали бы не более чем тенями, так сказать,
Несостоявшимися человеческими существами. Сделать нас ореальнымип лич —
Ностями может только партнер, безукоризненно исполняющий ту роль, кото —
Рая от него требуется; без него — или без нее — мы вынуждены полагаться
Лишь на свои собственные грезы, а они, как известно, весьма далеки от
Реальности. Но почему, спросите вы, кто-то должен по собственному жела —
Нию играть для меня ту или иную заданную роль? На то есть две возможные
Причины.
1. Роль, которую партнер должен играть, дабы дать мне возможность по —
Чувствовать себя ореальнымп, может совпадать с той ролью, которую он хо —
Чет исполнять, дабы осуществить свою собственную ореальностьп. Первое
Впечатление, что все складывается самым наилучшим образом и к полному
Взаимному удовольствию обоих партнеров, не так ли? Но если и вправду
Так, какое отношение все это может иметь к теме нашего разговора? А вот
Какое. Заметьте себе, пожалуйста, что идеальные, совершенные отношения
Между людьми могут оставаться таковыми и впредь в том и только в том
Случае, если они не претерпевают со временем ни малейших, даже самых
Незначительных изменений. Но на самом-то деле время идет, дети имеют
Несносную привычку расти и взрослеть, больные склонны рано или поздно
Выздоравливать — и вот уже восторги первых дней сменяются признаками ра —
Зочарования, и вы начинаете делать безнадежные попытки помешать партнеру
Выскользнуть из пут, которые становятся для него все более и более не —
Выносимыми. Позволю себе снова процитировать Сартра:
Когда я пытаюсь освободиться от влияния другого человека, тот тоже
Делает попытку освободиться от моего влияния; когда я стремлюсь порабо —
Тить другого, он стремится поработить меня. Здесь никоим образом нельзя
Говорить о каких-то односторонних отношениях с некоей вещью в себе, эти
Отношения обоюдны и переменчивы. Поскольку в любом тайном сговоре,
Молчаливом соглашении предполагается, что другой по своему собственному
Желанию и выбору должен в точности соответствовать той роли, которая ему
Отводится, то в конце концов совершенно неизбежен уже описанный нами вы —
Ше парадокс под названием Будь самим собой! Веди себя непосредствен —
Но! п.2. Неотвратимость рокового исхода станет еще более очевидной, если
Мы рассмотрим вторую причину, по которой партнер может по собственному
Желанию взять на себя дополняющую роль и таким образом дать нам возмож —
Ность в полной мере реализовать себя как личность, ощутить свою
Собственную реальность. Эта причина связана с адекватным вознагражде —
Нием за оказанные услуги. Здесь немедленно приходит в голову пример
Проституции. Клиенту всегда хочется, чтобы дама отдавалась ему не просто
Ради денег, но и потому, что ей это действительно доставляет удо —
Вольствие. (Заметьте, с каким завидным постоянством перед нами вновь и
Вновь возникает эта замечательная, поистине магическая, концепция ре —
Альности, действительности.) Неудивительно, что только по-настоящему
Одаренным куртизанкам на деле удается пробудить и до конца сохранить эту
Зыбкую иллюзию. Что же касается менее талантливых представительниц этого
Древнего ремесла, то именно здесь-то и лежит первопричина, исходная точ —
Ка последующего разочарования клиента. Но не будем, однако, ограничивать
Наши рассуждения проституцией в самом узком смысле этого слова; ведь,
Похоже, что разочарование неизменно возникает всякий раз, когда покой
Взаимоотношений, построенных на некоем молчаливом соглашении, отайном
Сговореп, оказывается нарушен какими-то ожиданиями или требованиями
Партнеров. Ведь говорят же, что настоящий садист — это тот, кто отказы —
Вается помучить мазохиста. Проблема многих гомосексуальных связей заклю —
Чается как раз именно в том, что один из партнеров рассчитывает добиться
Близости с настоящим, всамделешним, реальным мужчиной, тот же, как
Правило, либо сам оказывается гомосексуалистом, либо попросту не прояв —
Ляет никакого интереса к развитию подобных отношений.
Чрезвычайно живую картину мира, построенного на таких вот молчаливых
Соглашениях и дополняющих ролях, дает в своей пьесе Балкон Жан Женз. В
Суперборделе мадам Ирмы проститутки не только потрафляют любым сексу —
Альным фантазиям клиентов, но и исполняют для них — за плату, разумеется
— любую дополняющую роль, в которой те нуждаются для реализации своих
Сокровенных грез. В одной из сцен мадам Ирма проводит оинвентаризациюп
Своих клиентов: среди них оказывается два короля Франции, для которых
Были проведены по всей форме церемонии коронации и прочие пышные празд —
Нества; один адмирал, храбро стоявший на мостике тонущего судна; епис —
Коп, пребывающий в состоянии непрерывного религиозного экстаза; судья,
Допрашивающий вора; генерал верхом на боевом коне и многие-многие другие
Персонажи. (Напомним, что все это происходит в самый разгар революции,
Когда северная часть города уже находится в руках повстанцев.) Но даже
Та великолепная организация, которой удалось добиться в своем заведении
Мадам Ирме, не в состоянии полностью застраховать клиентов от неизбежных
В таком тонком деле срывов и разочарований. Как легко догадаться, клиен —
Там оказывалось не так-то просто освободиться — будь то бессознательно
Или специальным усилием воли — от мысли, что они сами оплачивают все эти
Шарады. Другая досадная помеха проистекала из того факта, что наемные
Партнерши не всегда могли — или же попросту не слишком старались — по —
Дыграть партнеру, то есть исполнять свои роли в точности так, как это
Было необходимо ему для воссоздания своей вожделенной ореальностип.
Возьмем к примеру следующий диалог между осудьейп и оворовкойп.
оСУДЬЯ: Мое существование как судьи есть эманация твоего существова —
Ния как воровки. Стоит тебе отказаться… нет-нет, не вздумай и вправ —
Ду!.. так вот, стоит тебе отказаться быть тем, кто ты есть — то есть,
Тем, что ты есть, а
значит, и тем, кто ты есть,- и я перестаю существовать… исчезаю,
Испаряюсь. Лопаюсь, как мыльный пузырь. Превращаюсь в дым. В ничто. От —
Сюда следует, что источник добродетели… Ах, о чем это я? К чему все
Это? Ты ведь ке откажешься, не правда ли? Ты не откажешься быть воров —
Кой? Это было бы очень дурно с твоей стороны. Я бы сказал, даже преступ —
Но. Ведь тогда ты сделаешь невозможным и мое существование! (С мольбой в
Голосе.) Скажи же мне, мартышка, скажи, любимая, ты ведь не откажешься?
ВОРОВКА: (С кокетством.) Кто знает?
СУДЬЯ: Что? Что ты такое сказала? Я не ослышался? Ты действительно
Могла бы отказаться? Тогда говори, где это произошло. И напомни мне еще
Раз. что ты стащила.
ВОРОВКА: (Резко и сухо, слегка приподнимаясь со стула). Ни за что!
СУДЬЯ: Ну скажи где! Не будь же такой жестокой…
ВОРОВКА: Пожалуйста, перестаньте мне тыкать!
СУДЬЯ: Ах! Мадмуазель… Мадам! Прошу вас! (Падает на колени.) Види —
Те, я вас просто умоляю! Вы только подумайте, в какое унизительное поло —
Жение вы меня ставите — добиваться, чтобы тебе дали возможность быть
Судьей! Только представьте, что бы с нами было, если бы на свете не ос —
Талось ни одного судьи, этак можно дойти до того, что исчезнут и все во —
Рып.
В конце пьесы мадам Ирма, вконец утомленная после многотрудной ночи,
Обращается к зрителям со следующими словами: оНу, а теперь вам пора рас —
Ходиться по домам; можете не сомневаться, что там вас ждет ничуть не
Меньше фальши, чем у нас…п52 И она гасит свет. Где-то совсем рядом
Раздается угрожающая пулеметная стрельба.