Конечно, любовь — тема совершенно неисчерпаемая. И я ограничусь здесь
Весьма скромной задачей рассмотреть лишь отдельные ее стороны, таящие в
Себе наиболее мощные и перспективные источники несчастья. В этой связи
Хочу для начала напомнить вам об одной интригующей идее Достоевского,
Которая заключается в том, что в известной библейской заповеди оВозлюби
Ближнего как самого себяп, оказывается, больше смысла, если перевернуть
Ее с ног на голову, то есть считать, что человек способен возлюбить
Ближнего только в том случае, если он любит самого себя.
Не так элегантно, но зато более точно ту же самую мысль высказал нес —
Колько десятилетий спустя и Маркс (нет-нет, не Карл, а Грушо): оМне бы
Никогда и в голову не пришло вступить в клуб, где сгорают от желания
Иметь меня своим членомп. Если вам удалось постигнуть всю глубину этого
Афоризма, то считайте, что вы достаточно подготовлены, чтобы усвоить
Дальнейшее.
Быть любимым — штука весьма загадочная, даже тогда, когда все вроде
Бы складывается самым благоприятным образом. А вообще попытки прояснить
Что-нибудь насчет любви, как правило, не дают никаких реальных результа —
Тов, а если паче чаяния их и удается достигнуть, то это лишь еще больше
Усложняет и запутывает ситуацию. В лучшем случае ваш вопрос, почему вас
Любят, просто останется без ответа: в худшем же случае причиной любви
Неожиданно окажется какая-нибудь такая ваша особенность, которую вы ни —
Когда не считали для себя слишком лестной — скажем, родимое пятно на ле —
Вом плече. И вы в очередной раз убедитесь в справедливости поговорки,
Что слово — серебро, а молчание — золото.
Итак, вот вам еще один полезный урок, который поможет расширить поз —
Нания в изучаемом предмете. Никогда не принимайте нежную привязанность к
Вам со стороны ближнего как нечто дарованное вам свыше и потому не нуж —
Дающееся в объяснении. Наоборот, размышляйте, пытайтесь докопаться до
Истоков, дойти до истины. Непрерывно задавайте вопросы — но прежде всего
Самому себе, а не тому, кто души в вас не чает. Ведь нет никаких сомне —
Ний, что за всей этой так называемой любовью должны стоять какие-то мер —
Кантильные интересы или эгоистические соображения, а кто же в них так
Просто признается?
Любовь — это парадокс, который ставил в тупик умы, и почище, чем у
Нас с вами. Из этого источника черпали вдохновение авторы самых прослав —
Ленных творений мировой литературы. Попробуйте вдуматься в смысл фразы,
Взятой из одного из писем Жан Жака Руссо к мадам д’Удето: оБудь вы моей,
То сам факт обладания вами лишал бы меня той, пред кем преклоняюсьп45.
Что, не уловили? Тогда прочитайте еще раз. Не спорю, что на вкус средне —
Го потребителя подобных сентенций мысль, которую, судя по всему, хотел
Выразить этой фразой Руссо, должна казаться, мягко говоря, несколько не —
Ожиданной. Ибо гласит она следующее: оЕсли ты, моя возлюбленная, усту —
Пишь страстным мольбам и упадешь в мои объятья, то самим этим фактом
Впредь лишишь себя права считаться олицетворением моей любвип. Этот бы —
Товавший в XVIII веке несколько возвышенный подход к любви жив-здоров и
По сей день. Особенно процветает он в одной из стран Средиземноморья,
Где мужчина, предварительно как следует убедив себя в том, что он бук —
Вально сгорает от страсти, начинает преследовать избранницу непрерывными
Мольбами, просьбами и уговорами, пока та наконец не решится уступить его
Пламенным речам. И вот тут-то он и вознаграждает ее оскорбительным през —
Рением — ведь порядочная женщина никогда бы не позволила себе сдаться.
Неудивительно, что именно в этой же самой стране существует широко расп —
Ространенная — хотя, разумеется, и не признаваемая официально — поговор —
Ка: оВсе женщины шлюхи, кроме моей собственной матери — та была святойп.
(Уж она, конечно, никогда не позволила бы себе оэтогоп.)
В своей книге оБытие и ничтоп Жан Поль Сартр определяет любовь как
Тщетное стремление подчинить себе свободу как таковую. Он пишет: о…лю —
Бовника не может удовлетворить та высшая форма свободы, которую предс —
Тавляет собой добровольный и свободный союз двух людей. Кто может до —
Вольствоваться любовью, даруемой лишь ради чистого соблюдения клятвы в
Верности? Кто сможет смириться со словами: оЯ люблю вас, потому что по
Свободному выбору связала себя обещанием любить вас и не желаю нарушать
Данного слова; я люблю вас из верности самой себеп. Поэтому любовник
Требует клятв, и в то же время клятвы вызывают у него раздражение. Он
Хочет, чтобы его любили по свободному выбору, но требует, чтобы эта сво —
Бода как таковая уже не была более свободнойп46. Тем, кто хотел бы углу —
Бить свои познания в любви, узнать обо всех непостижимых и в то же время
Неизбежных ее превратностях — а вдобавок к тому получить сведения и о
Многих прочих разновидностях иррационального поведения,- могу порекомен —
Довать оригинальную и захватывающую книгу норвежского философа Иона Элс —
Тера оУлиссы и Сиренып47. Однако для начинающих должно оказаться вполне
Достаточно того, что было сказано выше. Возможно, эти начальные знания и
Не позволят им сразу же достигнуть тех заоблачных вершин, где пребывают
Великие гении этого мира, вроде Грушо Маркса, но уж, во всяком случае,
Они помогут сдвинуться с нулевой точки и сделать первые шаги в нужном
Направлении. Ибо впереди у нас непочатый край работы. Главное условие
Успеха — полная уверенность в своей неспособности внушить кому-нибудь
Чувство любви. Опираясь на это основополагающее убеждение, можно без
Всякого труда мимоходом дискредитировать любого, кому вздумается нас по —
Любить. Ведь совершенно очевидно, что у человека, который способен влю —
Биться в того, кто никакой любви не достоин, должно быть что-то сильно
Не в порядке. Нарушение психической деятельности типа склонности к мазо —
Хизму; невротические симптомы, обусловленные окастрирующейп мужчину за —
Висимостью от сильной, авторитарной матери; паталогическая тяга к ситуа —
Циям, дающим возможность реализовать комплекс неполноценности,- здесь
Сгодятся любые причины, лишь бы они имели клиническое объяснение этой
Совершенно неуместной и нелепой любви и позволяли превратить ее в нечто,
Лишенное хоть мало-мальского интереса и даже попросту отравляющее вам
Жизнь. (Огромную помощь в выборе подходящего диагноза могут оказать хотя
Бы поверхностные знания из области психологии или опыт посещения разного
Рода групп встреч и клубов знакомств.)
Ну а как только найден нужный диагноз, перед вами сразу же в самом
Неблагоприятном свете предстают не только влюбленный и предмет его обо —
Жания, но и сама любовь как таковая. О лучших результатах трудно даже и
Мечтать! Из всех известных мне авторов эту цепь умозаключений с наи —
Большим блеском и наглядностью продемонстрировал Рональд Ланг в своей
Книге Узлы. Схематически она выглядит следующим образом.
Я себя не уважаю.
Я не могу относиться с уважением к тому, кто уважает меня.
Я в состоянии испытывать уважение только к тем, кто меня не уважает.
Я уважаю Джека, поскольку он не уважает меня.
Я презираю Тома, поскольку он не презирает меня.
Только человек, достойный презрения, способен уважать такую презрен —
Ную личность, как я.
Я не могу любить человека, которого презираю.
Сам факт, что я люблю Джека, не позволяет мне поверить, что он может
Любить меня.
Ну, как он сможет доказать, что и вправду меня любит?.. На первый
Взгляд все это может показаться какой-то неправдоподобной чушью — слиш —
Ком уж очевидно, что подобное отношение к себе самому и к окружающим
Способно осложнить нашу повседневную жизнь. Однако это поверхностное
Наблюдение вовсе не должно нас обескураживать или лишать возможности с
Наслаждением погрузиться в вожделенные пучины несчастья. Ведь, как мудро
Заметил в одном из своих сонетов Шекспир: Все это так. Но избежит ли
Грешный Небесных врат, ведущих в ад кромешный?49 И если вы чувствуете
Себя в этом окромешном адуп так же уютно, как в своем родном доме, то
Все остальное придет само собой. Можете смело влюбляться в кого хотите —
Женатого или священника, кинозвезду или оперную диву,- стопроцентная
Безнадежность гарантирована. Таким образом, вы сможете без конца путе —
Шествовать с надеждой, так никогда не достигая пункта назначения, и веч —
Но пребывать в полнейшем неведении о том прозаическом факте, что, воз —
Можно, где-то совсем рядом существует вполне реальный, наделенный всяки —
Ми достоинствами и свободный от каких бы то ни было обязательств чело —
Век, который умирает от желания связать с вами свою судьбу. Впрочем, я
Чуть было не забыл, что это последнее обстоятельство автоматически нав —
Лекает на беднягу ваше испепеляющее презрение.