«Большая пятерка» измерений

Пятифакторная модель (ПФМ) стала наиболее популярной моделью измерения черт личности. Она основана на предположении о том, что именно эти пять измерений (не больше и не меньше) необходимы для того, чтобы адекватно описать личность как целое. Эти пять измерений (их также называют «большой

Пятеркой») Обычно рассматривают как долгосрочные предрасположенности, которые, вероятно, были обусловлены биологически15, а со временем развиты людьми16. Доказательства их биологической обусловленности были получены, главным образом, из исследований близнецов. Как мы увидим в гл. 10, однояйцевые близнецы с одинаковыми генетическими данными очень сходны по оценкам личностных переменных. Однако, все еще в значительной степени, не хватает непосредственных доказательств, связывающих измерения личности с генами. Другими словами, биологическое исследование не может пока еще подтвердить, является ли одна или другая теория личности более адекватной с точки зрения лежащих в ее основе функций.

Указанные пять факторов введены потому, что были единственными постоянно обнаруживающимися при повторном анализе многочисленных наборов данных по всем видам личностных опросников в США17. В каждом из них выделены подфакторы или аспекты, но здесь мы о них только упоминаем. Обычно эти пять факторов обозначаются следующим образом:

Экстраверсия, важными характеристиками которой являются общительность, поиск стимулирующего социального окружения и отзывчивость; дружелюбие, к которому относятся сострадание, чувствительность, мягкость и теплота отношений с другими людьми; сознательность, которую характеризуют постоянство, целеустремленное поведение, зависимость и дисциплина; нейротизм вместе с эмоциональной неустойчивостью, беспокойством и враж-

15 См., например, Costa & McCrae, 1994; McCrae &

Costa, 1996.

,s См. MacDonald, 1998.

17 См. Norman, 1963.

Дебностью. Невротическая личность напряжена, в то время как эмоционально устойчивая личность уверена и расслаблена;

Открытость для нового опыта (то, что раньше называлось культурой), включая любознательность, одаренность воображением и искушенность.

Опросник, который чаще всего используют для оценки большой пятерки измерений, называется NEO-PI-R18. Он был разработан в США и переведен на многие языки.

Кросс-культурные исследования проводились, главным образом, для того, чтобы установить универсальную ва-лидность ПФМ. Если эти пять измерений представляют основные тенденции функционирования человека, они должны повторяться повсюду. Если же они представляют собой характерную адаптацию американцев в США к их контексту, различные культуры и языки должны приводить к отличным совокупностям черт19. В разных исследованиях были обнаружены структурные факторы, подобные тем, что обнаружены в США, например, в странах, которые находятся достаточно далеко друг от друга, таких, как Франция и Филиппины20.

Так как NEO-PI-R — это опросник, который был разработан в США, существует опасность, что аспекты личности, более заметные в других культурных контекстах, были упущены. В некоторых странах личностные опросники были созданы на основе локально сформированных наборов вопросов, независимо от существующих методик исследования. Структуры факторов, которые были получены с помощью таких инструментов, не всегда соответствуют

18 См. Costa & McCrae, 1992.

19 См. McCrae, Costa, del Pilar, Holland & Parker, 1998.

20 См., например, Маккрей., 1998; Маккрей, 2000.

Большой пятерке, но само по себе это не имеет особого значения, если только не присутствовал поиск общей структуры. В конце концов, даже в отдельной популяции разные опросники часто не показывают один и тот же набор факторов. Возможное совпадение факторов было изучено в исследованиях с китайскими респондентами и описана Ченгом и Ленгом2′. В отдельных исследованиях было обнаружено, что четыре или пять факторов из большой пятерки повторялись, но также постоянно обнаруживался и дополнительный фактор. Его отнесли к китайской традиции. «Гармония» и «ориентированность на отношения» были важными аспектами этого фактора. Сыновняя почтительность, которая сильно поощряется в китайском обществе, была знаменательным образом спрогнозирована с помощью шкал для гармонии и социальных отношений, даже после контроля влияния большой пятерки факторов22. Это показывает, что обусловленный культурой фактор вне большой пятерки может обладать конкретной значимостью. С другой стороны, Ченг и Ленг также поднимают вопрос о том, является ли фактор традиции уникальным для китайской культуры, или же он представляет универсальную область, которая может помочь понять межличностные аспекты функционирования личности, которые были нечаянно пропущены в таком опроснике, как NEO-PI-R. Используя индигенный подход, Гуанзон-Лапенья23 провел многочисленные исследования в Филиппинах. Он пришел к выводу, что (1) каждая из пяти больших областей была представлена в филиппинских методиках, что (2) не были найдены никакие местные изме-

21 См. Cheung & Leung, 1998.

22 См. Zhang & Bond, 1997, процитировано Cheung &
Leung, 1998.

23 См. Guanzon-Lapefia et al., 1998.

Рения, которые нельзя было отнести к каким-либо из пяти больших измерений, и что (3) существовали кросс-культурные различия в особенностях или средоточии измерений, которые были заметными в филиппинском контексте.

Последний вывод явно заставляет предположить, что кросс-культурные различия должны существовать в количестве баллов по подшкалам для NEO-PI-R. Такие различия были найдены, например, Маккреем, Йиком, Трепнеллом, Бондом и Паулюсом24, которые работали с китайцами в Гонконге и потомками китайских эмигрантов с различным сроком пребывания в Канаде. Эти авторы отмечали, что проявляется сильное искушение проводить количественные сравнения уровней оценок, если была установлена удовлетворительная структурная эквивалентность. Однако такие результаты могут вводить в заблуждение из-за социальных норм и других методологических артефактов, которые вуалируют истинные уровни характерных черт. Маккрей все же обнаружил некоторые различия по фактору «экстраверсии» в канадских и гонконгских выборках, независимо от страны рождения респондентов. Но он отказался их интерпретировать, так как нельзя исключать продолжительного влияния китайских норм сдержанности, приобретенных в ранней молодости.

Опросники, которые идентифицируют большую пятерку факторов в США, были частично разработаны на основе набора терминов для описания личности в американском варианте английского языка. Этот лексический подход основан на предположении, что те аспекты личности, которые считаются важными в конкретной культуре, будут закодированы в языке. В недавнем обзоре Со-

24 См. McCrae, Yik, Trapnell, Bond & Paulhus, 1998.

Сье и Голдберг25 подытожили результаты исследований английского языка и двенадцати других языков, в которых локальные термины, описывающие личность и, главным образом, отобранные из словарей, сформировали исходный материал. В большинстве исследований анализ содержания факторов показывал весьма хорошую воспроизводимость всей большой пятерки факторов в германских языках. В других же (например, в восточно-европейских и корейском), подтверждение было менее однозначным или даже проблематичным. Однако большее соответствие было получено при применении менее строгих критериев подобия и при введении трех, а не пяти факторов. О точных коэффициентах согласованности сообщил Де Раад, Перуджини, Хребичкова и Шарота26. При сравнении голландских, немецких, венгерских, итальянских, чешских и польских структур, основаном на более совершенных терминах для обозначения каждого из большой пятерки факторов, эти коэффициенты в среднем остались значительно ниже 0,90, что, как правило, считается нижним пределом для их сходства. Хотя нельзя сделать вывод, что несоответствие части изменений при лексических исследованиях следует относить на счет определенных культурой факторов, все же ясно, что есть некоторые различия, которые пока еще нельзя считать обычными факторами, как это утверждается для пятифакторной модели.

Updated: 29.06.2013 — 03:02