ИНДИГЕННЫЕ ПСИХОЛОГИИ

Под индигенной психологией мы подразумеваем систему психологической мысли и практики, которая основана на определенной культурной традиции18. Это понятие может быть связано с множеством других, включая Этнопсихологию19, Психологию здравого смысла или наивную психологию (как предлагал Heider, 1958). Корни этнопсихологии находятся скорее в интеллектуальной традиции гуманитарных, чем в естественных науках20. Хилас и Локк21 полагают, что ин-дигенную психологию следует понимать как противоположность психологии, «разработанной теоретиками, которые придерживаются экспериментального подхода», и она укоренена в «культурные мнения, теории, догадки, классификации, предположения и метафоры вместе с понятиями, характерными для социальных институтов, которые имеют отношение к психологическим темам»22.

Среди этих различных концепций можно разглядеть некоторые общие мотивы. Во-первых, это представление о том, что культурные традиции стимулируют Возникновение психологического зна-

16 См. Carr & MacLachlan, 1998, с. 13.

17 См. Adair & Diaz-Loving, 1999: Kim & Berry, 1993;
Sinha, 1997.

18 См. Enriquez, 1990; Kim, 1990.

19 Ср. обсуждение этнонауки в гл. 9; См. также Lillard,
1998.

20 См. Kim & Berry, 1993.

21 См. Heelas & Lock, 1981, с. 3.

22 См. Heelas, 1981, с. 3.

Ния (включая теории, методы и данные). Во-вторых, это убеждение, что реальный предмет психологии скорее находится в повседневной, земной деятельности людей, чем в искусственном экспериментально вызываемом поведении. В-третьих, это эмик — ориентация, которая требует интерпретировать результаты исследований с учетом местных особенностей, индигенных психологических знаний. Рассматривая эти три аспекта вместе, мы полагаем, что индигенная психология является психологией культурной группы, основанной на повседневном поведении ее членов. Локальные точки зрения способствуют созданию парадигмы, которая направляет сбор и объяснение психологической информации.

Конечно, западная психология является одной из подобных индигенных психологии23, но так как она взяла на себя роль и статус Психологии с большой буквы, термин индигенная обычно относится к той психологии, которая отражает традиции, убеждения и идеологии не-западного общества. До некоторой степени, индигенные психологии возникли как реакция на западную психологию или непринятие ее доминирования в культуре.

Индигенные психологии пытаются развивать науку о поведении, которая соответствует социокультурным фактам локального общества людей. Индийские ученые24 стремились развивать такую психологию, которая отражает их исторические и культурные традиции. В своей всесторонней трактовке, Синха (1986, с. 10-36) определил перенос западной психологии в Индию «как часть общего процесса модернизации», что характеризует ее как «полностью изолирован-

23 CM. AIIwood, 1998.

24 См. Sinha, 1986, 1997; Sahoo, 1988.

Ную от индийской традиции, и чуждую местному интеллектуальному духу», что приводит к бесконечным «повторам иностранных исследований». В историческом плане, Синха обращает внимание на четыре стадии, которые начинаются с периода до установления независимости, на протяжении которого индийская психология «оставалась привязанной к подолу Запада и не проявляла никаких признаков взросления». Потом наступил период ее распространения после получения независимости. Исследования развернулись, однако они были направлены не столько в сторону политики и активных действий, сколько в сторону получения академического статуса дисциплины.

Третий период — проблемно-ориентированных исследований, на протяжении которого стремление преодолеть зависимость сочеталось со стараниями проводить преимущественно прикладные исследования. И, наконец, наступил период Индигенизации, Когда импортированная западная психология претерпела процесс культурной трансформации, чтобы сформироваться под влиянием преимущественно индийских социальных и культурных традиций, и соответствовать индийским экономическим и политическим потребностям.

Синха (1997) представил систематический отчет об этом процессе, который происходил во многих странах мира большинства. Его основная позиция состоит из двух взаимодополняющих утверждений. Первое — необходимо включить каждую психологию в определенный культурный контекст. Второе —необходимо установить универсальность эмпирического основания и принципов психологии. По его мнению, «индигени-зация является существенным шагом к

Универсальной психологии»25; это соответствует универсалистскому подходу, который принят в этой книге. Вторая позиция заключается в том, чтобы настаивать на различии между продуктом (индигенной психологией) и процессом индигенизации. Первый относится к психологии с четырьмя отличительными чертами: это психологические знания, которые не являются внешними или импортированными; это доказывается повседневной деятельностью людей (скорее, чем экспериментами или тестами); поведение понимается с точки зрения местных систем отсчета; и оно состоит из знаний, которые тесно связаны с жизнью культурного населения. С другой стороны, индигенизация является процессом преобразования заимствованной, трансплантированной или навязанной психологии, чтобы она лучше соответствовала потребностям культурного населения. Чтобы проиллюстрировать значительные усилия, которые предпринимаются в одной отдельной стране (в Индии), в дополнении 17.1. приводится краткий обзор местного исследования индигенной психологии и индигенизации.

Дальнейшая работа была выполнена Па-ранджипе (1996, с. 7) с использованием основанных на индийской культуре понятий. Он обращает внимание, что «психологические понятия, теории и методы были неотъемлемой частью длительных и богатых интеллектуальных и культурных традиций Индии». Некоторые из них, наряду с понятиями личности, которые были основаны на африканских и японских традициях, описаны в главе 4. Другим примером развития индигенной психологии на основе национальной культуры является работа Диаса-Герер-

25 См. Sinha, 1997, с. 131; ср. Berry & Kim, 1993; Yang, 2000.

Ро (1975, 1982, 1990) по мексиканской психологии (базируется на «историко-социокультурных предпосылках»), которую он определил как набор культурно важных утверждений, которые принимаются большинством носителей культуры. В Мексике это включает повиновение детей родителям, мачизм (т. е. подчеркивание роли мужчины-самца), уважение, защиту женщин и целомудрие.

Возможно, наиболее важный перечень трудов по индигенной психологии принадлежит Энрикесу (1981, 1993), который последовательно критиковал западные влияния на интеллектуальную жизнь Филиппин. Его альтернативой было развитие Филиппинской Психологии, Которая имеет корни в местной культуре и истории. Он подчеркивал четыре области интереса:

1 идентичность и национальное сознание, особым образом рассматривается в социальных науках как на исследование человечества или Diwa (сознание и значение), или индигенная концепция и определение души как центра социально-психологического исследования;

2 социальное знание и включенность, которые предписаны объективным анализом социальных вопросов и проблем;

3 национальные и этнические культуры и языки, включая раннюю или традиционную психологию, которую Са-лазар (1983) называет Kinagisnang Sikolohiyo;

4 основа и применение индигенной психологии в здравоохранении, сельском хозяйстве, искусстве, средствах массовой информации, религии и т. д., включая также психологию поведения

Updated: 24.02.2014 — 05:14