Культурно обусловленные синдромы

В литературе по культурной психиатрии были описаны многочисленные «экзотические» умственные расстройства и даны интерпретации, часто с местным названием расстройства, которое входит в медицинскую литературу. Далее предлагается подборка некоторых наиболее известных синдромов.

Амок (Атос) Означает дикое, агрессивное поведение, ограниченное по продолжительности (обычно среди мужчин), при котором предпринимаются попытки убить или ранить человека. Амок Был идентифицирован в юго-восточной Азии (Малайзия, Индонезия, Таиланд). Это бахаса-малайский термин, который означает «неистово вступать в сражение»*, что имеет очевидную связь с типом поведения, которое проявляли викинги прямо перед сражением, — поведения Берсеркера {Berserker)**. Термины «впадать в амок» (т. е. приходить в неистовство, набрасываться на первого встречного) и «становиться берсеркером» (неистовствовать) считаются сейчас общепринятыми, возможно, потому, что ассоциируемые с ними виды поведения также встречаются и в других обществах.

Изнурение Мозга (Brain Fag) Включает проблемы академического обучения, головной боли, усталости глаз и неспособности сосредоточиться. Это часто встречается у западно-африканских студентов непосредственно перед школьными и университетскими экзаменами, и практически неизвестно вне этой культурной области.

Коро (Кого) Ощущение втягивания пениса в живот и вера в то, что при полном втягивании наступит смерть. Панические попытки препятствовать втягиванию пениса могут привести к серьезным физическим травмам.

Латах (Latah) Включает поведение подражания (обычно среди женщин), которое, как представляется, не поддается контролю; копируются жесты и речь, и в этом состоянии люди подчиняются приказам, делая то, что находится вне обычного диапазона их поведения (например, произносят непристойности). Его начало — часто результат внезапного или потрясающего стимула-впечатления. Термин Матах Означает «раскованный» в бахаса-малайском языке.

Пиблокток (Pibloqtoq) Бесконтрольное желание покинуть свое убежище, сорвать с себя одежду и подвергнуть себя воздействию арктической зимней погоды. Пиблокток был зафиксирован в Гренландии, на Аляске и в арктических областях Канады. Его связывают как с изолированными условиями окружающей среды, так и с ограниченным потреблением кальция в течение длинных, лишенных солнца зим.

Сусто (Susto) Означает бессонницу, апатию, депрессию и беспокойство; часто встречается среди детей, обычно вызывается боязнью. Среди людей, населяющих высокогорья Анд, считается, что это состояние является следствием контакта со сверхъ-ествественными силами (ведьмами, сглазом и т. д.), и заканчивается потерей души.

Витико (W/’Tiko) Включает отвращение к обычной пище и чувство депрессии и

Беспокойства, приводит к одержимости духом Витико (гигантским монстром-

* См. Westermeyer, 1973. ** См. Leff, 1981. *** См. Prince, 1960.

Культурно обусловленные синдромы Культурно обусловленные синдромыЛюдоедом), и часто заканчивается убийством и каннибализмом. Это состояние встречается среди канадских индейцев и интерпретируется как крайняя форма боязни голода. Если лечение не достигает своей цели, то человек, который страдает от Витико, Часто просит о смерти, чтобы избежать своих кан-нибалистских желаний.

Анорексия Нервоса {Anorexia Nervosa) Форма голодания, которая применяется для достижения чрезвычайной худощавости. Она была зафиксирована в западных индустриальных обществах, предположительно, это культурно обусловленный синдром богатых обществ, и развивающихся элит других обществ. Однако в большинстве обществ наблюдается положительная корреляция между социальным статусом и весом тела.

Признак всех этих синдромов — их очевидные культурно-уникальные качества; каждому синдрому обычно дают интерпретацию в терминах собственной культуры. Вопрос же транскультурной психиатрии — понятны ли они и в универсальных рамках психопатологии.

* См. Schwartz, 1985; Di Nicola, 1990. ** См. Fedoroff & McFarlane, 1998.

Это простая эксцентричность, в то время как второе — это дисфункциональность и для общества, и для индивида. Если сосредоточиться на этих экзотических разновидностях поведения, которые принадлежат к дисфункциональной категории, мы можем осознать, что многие виды необычного поведения, о которых сообщается в различных частях мира, культурно и даже культурно заданы и даже культурно обусловлены. То, что Яп провел такое различие, обеспечило базис для его поиска сходства в разных отчетах. Он получил возможность отнести к различным категориям, используя свои клинические суждения, многие явно культурно обусловленные синдромы в рамки общепринятых диагнозов. Например, Латах И Сусто Расцениваются как местные культурные выражения «первичной реакции страха», в то время как Амок — это «реакция гнева», а Витико — это «состояние одержимости»; все эти состояния описаны и признаются общей

Психиатрией. Яп сознавал, что его классификация может оказаться преждевременной и даже неправильной в некоторых отношениях. Однако он доказывал, что цель организации массы сообщений об экзотических синдромах была обоснованной с научной точки зрения, и что это нужно продолжить.

Что же можно сказать об универсальности психопатологии? Абу (1998, с. 251-256) разделил ответ на этот общий вопрос на разные компоненты45. Во-первых, все культуры, как представляется, проводят различие между телом и душой и имеют отдельные категории для нормального и патологического поведения. Во-вторых, общие симптомы широко распространены в разных культурах, но могут проявляться различия в их проявлении, иногда в форме «культурно обусловленных синдромов». В-третьих, как оказалось, варьирует также классификация симптомов, даже, несмотря на

45 См. также Patel, 1995.

То, что для этого исследователи широко используют ICD 10 и DSM IV. И, наконец, протекание и результат психических расстройств зачастую не являются культурно постоянными, а лишь случайными культурно уникальными особенностями. Очевидно, что большинство этих свидетельств указывают, скорее, универсалистское направление. С одной стороны, оказывается важным культурный паттерн этих расстройств, которые скорее всего биологически обусловлены (что делает абсолютистскую позицию несостоятельной). С другой стороны, первоначальные попытки обнаружить некое «общее ядро» симптомов основных психозов в разных культурах и идентифицировать основные принципы классификации для явных «культурно обусловленных» синдромов принесли определенный успех. Безусловно, это лишь предварительный вывод, который требует дальнейшего исследования с использованием подходов и выборок, которые не столь явно укоренены в отдельной (западной) культурной традиции.

Updated: 05.02.2014 — 13:23