Подход «теории деятельности»

По Экенсбергеру, с интенциональнос-тью связано понятие деятельности16. Он рассматривает деятельность как «ориентированные на будущее, целенаправленные действия потенциально саморефлексирующего действующего лица (агента)». Экенсбергер (1979) дал первичную и широко распространенную оценку психологическому теоретизированию в кросс-культурной психологии. Он выделил пять парадигм, которые расположены в иерархическом порядке — более высокий уровень содержательнее, чем более низкий. Наиболее осмысленной является парадигма Рефлексивного Человека. Как следует из названия, рефлексия (осмысление людьми самих себя и своих собственных действий, целей и намерений) является особенностью этой теории. Краткое обсуждение того, что обычно подразумевают под словом «деятельность», можно найти в дополнении 12.2.

Из различных теорий деятельности особенно одна, которая была разработана Бошем (1976, 1980, 1991), имеет явный культурный оттенок. Изменение и развитие индивида можно понимать как результат диалектического взаимообмена с физической и, в особенности, с социальной окружающей средой. Мы не только формируемся нашей окружающей средой, но и формируем ее; мы отражаемся в ней и можем изменить ход событий в результате наших действий. Вслед за Бошем, Экенсбергер выбирает парадигму рефлексивного человеческого существа, так как она имеет отношение к пониманию уникальных аспектов поведения. Не только социокультурный контекст деятельности попадает в сферу

16 См. Eckensberger, 1996, с. 76.

Охвата теорий деятельности, но также и понимание особенной интерпретации частной ситуации отдельным человеком. Экенсбергер рекомендует эту парадигму для исследования культурных влияний на поведение, как в одном обществе, так и в разных обществах. Это помещает культуру в промежуток между личностью и окружающей средой; культура является компонентом какой-либо деятельности любого человека в любой ситуации.

Updated: 12.12.2013 — 16:48