Этнокультурные особенности воспитания волевой регуляции

Шляпников В. Н., Лаврова М. Н.

В отечественной психологии сложилось представление о воле как о выс­шей психической функции, которая представляет собой личностную фор­му произвольной регуляции, состоящую в овладении человеком своим по­ведением и психическими процессами для решения жизненных задач, при­нимаемых им как свои собственные в соответствии со своими ценностно­смысловыми установками. Это означает, что воля имеет социальную кон­структивную природу и формируется в процессе усвоения человеком соци­окультурного и, в том числе, этнокультурного опыта.

Какую же роль традиционное этнокультурное воспитание играет в фор­мировании волевой регуляции?

Для того чтобы дать ответ на этот вопрос мы сравнили две группы мо­лодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, проживающих на территории г. Мо­сквы, принадлежащих разным этническим группам: русских и евреев. Об­щая численность каждой группы составила 100 человек.

Шляпников В. Н., Лаврова М. Н.

Для оценки индивидуальных особенностей волевой регуляции респон­дентов нами использовались методики: «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль), «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмо­циональной сфере, деятельности и поведении» (Г. С. Никифоров, В. К. Ва­сильева, С. В. Фирсова), «Формализованная модификация методики само­оценки (СО) Дембо-Рубинштейн» (В. А. Иванников, Е. В. Эйдман). Для оценки статистической значимости различий между группами нами ис­пользовался непараметрический тест Манна-Уитни.

В результате нами были обнаружены следующие значимые различия между группами. У русских наблюдаются более высокие показатели уров­ня самооценки волевых качеств: ответственный (и=1792.000, р=0.01), целе­устремлённый (и=2737.000, р=0.01), принципиальный (и=2568.000, р=0.01), самостоятельный (и=2404.000, р=0.01), а у евреев — показатели уров­ня самооценки волевых качеств: волевой (и=2861.000, р=0.01), деловитый (и=2852.000, р=0.01), а также показатели методики «Шкала контроля за дей­ствием» (и=2543.000, р=0.01). По показателям методики «Выраженность са­моконтроля…» значимых различий между группами обнаружено не было.

Мы полагаем, что полученные результаты указывают на то, что этно­культурный фактор играет важную роль в формировании волевой регуля­ции. Этнокультурная среда не только задаёт эталоны волевого поведения личности, включающие в себя наборы определённых волевых качеств, но и способствует формированию различных типов волевой регуляции. Так у русских преобладает самоконтроль, а у евреев — саморегуляция. Последний тип волевой регуляции определяется Ю. Кулем как более эффективный.

Таким образом, можно заключить, что присутствие в образовании и вос­питании этнокультурного компонента играет важную роль в развитии чело­века, так как оно участвует в формировании не только этничности и этниче­ских стереотипов, но и волевой регуляции личности. Этнокультурное окру­жение определяет стратегии и тактики воспитания волевой регуляции, пре­доставляя человеку набор ценностей, мотивов, образцов и средств саморе­гуляции, необходимых для развития воли.

[1] Психологи выделяют целый ряд высших эмоций. Праксические чувства — чув­ства, возникающие в практической деятельности. Всякая деятельность связана с определенным отношением к ее цели и средствам достижения. Преодолевая пре­пятствия, человек совершенствуется. Особенно эмоциональны те виды труда, ко­торые связаны с творчеством, поиском нового. Устремленность человека к значи­мым для него целям неизбежно сопряжена с его соответствующим эмоциональным состоянием. Нравственные чувства — эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других людей в зависимости от его соответствия или не­соответствия социальным нормам. Нравственные чувства основаны на принятом в данном обществе понимания добра и зла, долга и чести, справедливости и неспра­ведливости, то есть моралью. С нравственными чувствами связаны также этика и нравственность. Поведение человека формируется и модифицируется через форми­рование его доминирующих нравственных чувств. Чувство долга — это осознание и принятие человеком социальных обязанностей. Чувство долга соотносится с чув­ством совести и чести. К высшим чувствам также относят чувство прекрасного, вы­сокого и низкого, и интеллектуальные чувства — стремление к познанию

[2] Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ №10-06-00010а «Поведенческие, морфо-физиологические и генетические составляющие агрес­сивного поведения человека (с учетом культурного и экологического контекста) и в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Кросс — культурный анализ социального пространства и механизмов регуляции социальной напряженности: от традиции к современности»

[3] Исследование проведено при поддержке РФФИ, проект № 10-06-00086-а

107

Updated: 13.09.2013 — 06:50