Много-парадигмальный подход к построению практики поликультурного образования

Хакимов Э. Р.

Образовательные системы в разных странах в чем-то по-разному реша­ют похожие социальные проблемы. В частности, системы образования на­копили различный опыт в решении проблем формирования толерантности школьников, вызванных ростом культурной разнородности общества, уве­личением количества мигрантов, ростом этнического самосознания пред­ставителей малых народов, борьбой этнических групп за права и возмож­ности сохранения и развития собственной культурной самобытности и др. Научно-педагогическая рефлексия опыта и теоретическое моделирование решения проблем формирования толерантности школьников в системе об­разования стали содержанием интенсивно разрабатываемой в разных стра­нах теории поликультурного образования.

В странах Европейского Союза поликультурное образование решает проблему интеграции общества, связанную с приездом большого количе­ства не европейских мигрантов. В США и Канаде поликультурное образо­вание призвано решать проблему равноправия различных групп общества — афроамериканцев, женщин, инвалидов, представителей сексуальных мень­шинств и др. В России поликультурное образование призвано развивать са­мобытные культуры разных народов при упрочении общероссийской иден­тичности каждого из их представителей.

Мы разделяем точку зрения Б. Сои1Ьу (2005), что современное развитие теории поликультурного образования упирается в недостаточность разра­ботанной методологии. Поликультурное образование, наработавшее огром­ное количество разнообразных методик, не всегда дает надежный образо­вательный результат в виде а) межкультурной компетентности учащихся и б) их устойчивого (активно-деятельностного) ценностного отношения к культурному разнообразию в обществе.

Мы предлагаем в качестве методологической основы для моделирова­ния поликультурного образования использовать теорию парадигмально- го анализа и межпарадигмальной рефлексии педагогической реальности (И. А. Колесникова, 2001; Е. В. Бондаревская, 2006 и др.). Согласно этой теории педагогическая реальность понимается принципиально по-разному, как объективная (в технократической парадигме), как субъективная (в гу­манитарной парадигме), или как трансцедентная (в парадигме традиции).

В технократической парадигме («знание — сила») суть образования че­ловека определяется как приобретение научных знаний, образовательный процесс — как поэтапное, управляемое движение ученика от незнания к зна­нию в роли объекта педагогического воздействия. Поликультурное образо­вание здесь — это приобретение научных знаний о многокультурном мире. Педагогический процесс, опираясь на идеи J. Banks (2002) — это управле­ние движением ученика от отдельных «добавочных» знаний о многокуль — турности через дополнительные учебные предметы или региональный ком­понент содержания к «трансформации» любых осваиваемых знаний через призму поликультурности — понятия, темы и проблемы на разных учебных предметах изучаются и понимаются с точки зрения различных культур (мо­дели «Добавок» и «Трансформаций»). Индикатором образовательного ре­зультата здесь служит способность учащихся критически оперировать лю­бым знанием с позиции поликультурности.

В парадигме традиции («вера — сила») суть образования человека опре­деляется как приобщение (включение-в-общение) к традиции — этнической, религиозной, эзотерической или др., образовательный процесс — как движе­ние человека к гармонии с вечным и неизменным Миром в роли подчинен­ности определенным, но часто неявным высшим законам, к просветлению в роли послушника. Поликультурное образование здесь — это приобщение к «общечеловеческим» ценностям-законам через «открытие» общего в раз­ных суб — или этно — культурных традициях. На наш взгляд, пользуясь терми­нами J. Banks (2002), педагогический процесс здесь — это включение уче­ника в процесс от участия в традиционных «праздниках» к общению с «ге­роями» («Контрибутивная модель»). Национальные праздники через высо­кую степень эмоциональной заряженности закладывают у участников уста­новки для уважения культурной самобытности, однако также навязывают идеи фольклоризма, экзотичности и «несовременности» этнических тради­ций. Поэтому важно обращение к современности и будущему через органи­зацию диалога с «героями» — с авторитетными носителями ценностей поли — культурализма из разных субкультур — моральных лидеров, успешных поли­тиков, телезвезд, спортсменов и др. Индикатором образовательного резуль­тата здесь может служить мера ценностного отношения учащихся к куль­турной самобытности своего народа и других близких и далеких народов.

В гуманитарной парадигме («познавание — сила») суть образования будет определяться как самостроительство личности, образовательный процесс — как создание культурно-образовательного пространства для саморазвития человеком своих задатков и способностей, для самоопределения и саморе­ализации, а также педагогическая поддержка в случаях «подскальзываний и падений» на пути самостроительства. Поликультурное образование здесь — это создание образовательного пространства, в котором учащиеся, иногда с педагогической поддержкой, накапливают культурные практики утвержде­ния ценностей поликультурализма в окружающей жизни, «принимают реше­ния и исполняют гражданский долг в ситуациях, связанных с несправедливо­стью и дискриминацией в сфере межкультурных отношений» J. Banks (2002) — «социально-деятельностная» модель. Индикатором образовательного резуль­тата здесь может служить активность гражданской позиции учащихся.

Опыт постепенного внедрения много-парадигмального подхода к по­строению практики поликультурного образования в нескольких школах Уд­муртской Республики позволяет говорить о реальном повышении уровня готовности русскоязычных учеников уважать культурные особенности и самобытность детей-мигрантов, понимать их трудности в новой образова­тельной среде и приходить на помощь, с другой стороны — повышать толе­рантность школьников из групп меньшинств.

Updated: 10.09.2013 — 19:32