Взаимосвязь этнической идентичности, как составной части социальной идентичности с культурной дистанцией и этнической дискриминацией у подростков московских школ с этническим компонентом

Михайлова А. Э.

Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни эт­нических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняю­щемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование про­блем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.

Как признает ряд исследователей, механизмы социальной идентифика­ции наиболее ярко и полно раскрываются в проблемных ситуациях. Исхо­дя из этого, в качестве объекта исследования нами избраны представите­ли этнических общностей, находящихся в сложных условиях социально­экономических и культурных изменений: представители этнических мень­шинств, азербайджанцы и армяне, учащиеся московских общеобразова­тельных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компо­нентами, а также поликультурной школы (учащиеся 9, 10, 11 классов).

Исследование проводилось на базе московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы.

Нами был проведен социально-психологический опрос с использовани­ем следующих методов исследования:

1. Опросник Дж. Финни (исследует выявление выраженности этниче­ской идентичности).

2. Шкала воспринимаемой этнической дискриминации. Дж. Финни (исследует воспринимаемую этническую дискриминацию).

3. Шкал культурной идентичности Д. Бирман (исследует культурную идентичность).

4. Шкала воспринимаемой культурной дистанции И. Суанет (модифи­кация автора) (исследует воспринимаемую культурную дистанцию).

На основе полученных статистических данных по выборкам азербайд­жанских и армянских подростков можно сравнить полученные данные. Различие полученных результатов заключаются в том, что у азербайджан­ских респондентов выявлена взаимосвязь культурной дистанции, как с ког­нитивным компонентом этнической идентичности, так и с ее аффективным компонентом. У армянских подростков выявлена взаимосвязь культурной дистанции только с когнитивным компонентом этнической идентичности.

Но мы видим обратную ситуацию с этнической дискриминацией и ее взаимосвязью со всеми компонентами этнической идентичности (когни­тивный, аффективный и культурный) у армянских подростков, а у азер­байджанских подростков выявлена взаимосвязь этнической дискримина­ции только с культурной идентичностью.

Моисеева М. В., Розенблюм С. А

Следовательно, на основе полученных результатов, мы можем говорить о том, что:

1. Оба феномена: воспринимаемая культурная дистанция и этниче­ская дискриминация у московских подростков — представителей эт­нических меньшинств связаны с этнической идентичностью.

2. У азербайджанских подростков в развитии этнической идентично­сти большую роль играет воспринимаемая культурная дистанция, а у армян — этническая дискриминация.

Также можно предположить, что восприятие «близости» или «отдален­ности» другой культуры у азербайджанцев, происходит как через знания, мысли, так и через чувства, эмоции (когнитивный, аффективный компо­нент этнической идентичности). А у армянских подростков нашей выборки восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры происходит через знания, мысли (когнитивный компонент этнической идентичности).

Updated: 22.08.2013 — 21:45